Чем полезна игра на скрипке для ребенка

      Прослушать статью.

У меня дочка занимается в музыкальной школе на скрипке. Хочется спросить, наверное, зачем это надо? Почему отдали её именно на скрипку? Просто я заметил, что она не может хорошо петь, то есть, правильно интонировать. А для девочки не уметь петь, это некрасиво. А скрипка, как никакой другой инструмент, способствует развитию музыкального слуха. И в сочетании с занятиями по сольфеджио даёт результат – хорошее чистое, красивое, мелодичное музыкальное пение. Это одна причина.

Вторая. Второй причины я пока не вижу. Ну, может быть, это я такой, а вам понравится, как скрипка звучит. Хотя, действительное звучание после начала занятий начинается года через четыре. Всё остальное время – это неприятные звуки.

В общем-то, скрипка замечательна тем, что на ней удобно заниматься. Не то что на баяне или контрабасе. Она маленькая. Встал, достал, поиграл, спрятал. Не слишком громкая, как, например, труба. С точки зрения музыкального искусства, скрипка является самым сложным инструментом. Но и по красоте звучания она уступает только человеческому голосу. Это наиболее совершенный инструмент, созданный человеком. Если вы стремитесь к совершенству, то играть на скрипке должны обязательно. Шерлок Холмс умел играть на скрипке. Это так, к слову.

Только взрослый человек уже не сможет научиться владеть скрипкой, поэтому нужно начинать с детства. Если вас интересует развитие ребёнка, как личности, то вы вполне можете отдать его заниматься именно на этом инструменте. Скрипачи, они всегда более продвинутые, как музыканты, по сравнению с остальными. Правда, пианисты тоже отлично владеют общей музыкальной грамотностью, но в плане композиторского искусства, воспроизведения мелодий на слух, скрипачам нет равных. Такова специфика инструмента, что эти навыки развиваются наилучшим образом.

Конечно, левша будет лучшим скрипачом, чем правша. Главная сложность и ответственность за красоту музыки тут в левой руке. То же самое и у гитаристов происходит. Если вы задумались, на какой инструмент отдать учиться ребёнка, то рассмотрите как вариант скрипку, но не единственный, потому что наряду с плюсами присутствуют и минусы. Многие дети страдают в процессе обучения, поскольку они не видят сразу результата в виде красивого звука, то им тяжело себя заставлять заниматься. Другое дело фортепиано, труба, флейта.

Но если вас интересует воспитание в ребёнке особо тонкого эстетического и музыкального вкуса, то скрипка – это как раз то, что нужно. Кроме того, скрипачи, как правило, бывают хорошими пианистами. Хотя, фортепиано для скрипачей преподаётся, как дополнительный инструмент, но, благодаря отличному общемузыкальному развитию, им удаётся достигать высокого уровня и в игре на фортепиано. Скрипач может без особых проблем научиться играть на гитаре – это тоже несомненный плюс.

Надеюсь, я вам представил картину достаточно полную, и вы не передумаете отдавать своё дитя учиться играть на скрипке. А я желаю, чтобы у вас всё получилось.

Скачать как PDF файл.

О скрипке

Игра на скрипке  (особенно виртуозная, связанная с изощренной техникой левой руки) раскрывает в человеке творческие способности, которые применять потом можно в любом деле. Скрипка дарит человеку мощное воображение и гибкость ума, увеличивает способность к творческим озарениям, развивает интуицию.

Это никакая не мистика, этот факт объясняется научно.

Дело в том, что когда мы играем на скрипке какую-нибудь виртуозную вещь  (что-нибудь из Паганини, к примеру), мы делаем множество быстрых, точных движений пальцами левой руки.

Между тем  любой психолог или биолог вам подтвердит, что если человек будет изо дня в день разрабатывать пальцы рук, развивать мелкую моторику — это напрямую будет влиять на работу мозга, ускорит протекающие к мозгу процессы. Причем есть одна тонкость. Правая рука активизирует работу левого полушария мозга (отвечающего за логические способности): ее лучше тренировать математикам и всем людям, связанным с точными науками. А левая рука связана с правым полушарием, «специализация» которого — образное, творческое мышление, воображение, интуиция, способность находить неожиданные гениальные решения во всех жизненных ситуациях, не говоря уже об искусствах.

Спортивные психологи знают об этой особенности человеческого организма и используют ее при подготовке олимпийских чемпионов. Например, в книге спортивного психолога Р. Загайнова «Проклятье профессии» рассказывается о шахматистке, которая перед ответственным матчем специально готовилась — сжимала и разжимала пальцы правой руки, чтобы активизировать работу  левого полушария мозга.

Так что наша техника левой руки, все эти пассажи, двойные ноты и прочее, что можно найти в виртуозной скрипичной музыке — крайне полезная штука. Они созданы не просто для творческого удовольствия. Они для того, чтобы придать мозгу «ускорение», придать играющему «волшебные» или «мистические» способности, как сказали бы несколькими веками ранее.

Вероятно, отсюда вытекают многочисленные мифы и легенды о «волшебной» скрипке. Отсюда же — расхожее, вредное   и неправильное представление о том, что якобы скрипачи-виртуозы (тот же Паганини — яркий пример) как-то были связаны с потусторонними силами. Впрочем, об  этом — позже.

См. также: Знаменитые персонажи (вымышленные и реальные), увлекавшиеся скрипкой
                            Интересные факты о скрипке

В гостях у Дино-Афиши Ольга Пацкевич — профессиональная скрипачка, опытный преподаватель игры на скрипке, человек, у которого горят глаза и поет душа, когда дело касается музыки. Мы обратились к ней с вопросами о том, как распознать в ребенке музыкальные дарования, в каком возрасте можно научиться играть на скрипке и что нужно учитывать, чтобы правильно подобрать инструмент.

— Ольга, расскажите немного о себе. Как в вашу жизнь вошла музыка?

Ольга: Играть на скрипке — с самого детства было моим огромным желанием. Когда мне было четыре, я впервые услышала, на что способен этот удивительный инструмент. Мы с родителями гостили у родственников в Риге и моя тетя, профессиональная скрипачка, играла для нас. Я была очень впечатлена! До сих пор храню это воспоминание. Думаю, это событие стало отправной точкой дела всей моей жизни!

В 6 лет родители отвели меня в музыкальную школу. Мой дедушка очень хотел, чтобы я играла на аккордеоне. Мне рассказывали о разных инструментах, показывали, как они звучат… Но я упрямо твердила, что хочу играть именно на скрипке. На мамин вопрос «Почему скрипка?», я ответила, что «Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!». На это мама ничего не смогла возразить и покорилась моему желанию.

… Потом было музыкальное училище, Белорусская государственная академия музыки. Уже около десяти лет я работаю в оркестре музыкальной капеллы «Сонорус», занимаюсь частной практикой преподавания игры на скрипке.

— Ольга, ваша музыкальная жизнь насыщена событиями. Вы щедро делитесь чарующими звуками скрипки с окружающими. Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас, о чем поет ваша скрипка?

Ольга: Помимо работы в оркестре я играю в струнном квартете «ДежаВю», который сама же и организовала. Игра на скрипке доставляет мне огромное удовольствие. Это волшебство, когда ты написанное на бумаге превращаешь в красивые звуки и образы. Волшебство, когда ты звуками скрипки заставляешь людей улыбаться или печалиться, расчувствоваться и прослезиться… Когда люди не могут усидеть на месте и начинаю танцевать. Это живые эмоции. Все это происходит, когда я играю в струнном квартете. Когда 4 музыканта объединяются, чувствуют друг друга как партнеры в танце, возникает огромная концентрация энергии, эмоций — вот их и получает слушатель.

— Что касается преподавания… Вы обучаете игре на скрипке и взрослых, и детей. Многие никогда до этого не держали инструмент в руках, кто-то приходит, чтобы «подтянуть» свой уровень — все ученики разные.

Ольга: Да, вы правы. Хотеть в любом возрасте не поздно. Самой первой моей ученицей была восемнадцатилетняя кореянка, которая приехала учиться в Минск по обмену на полгода. Она никогда не держала скрипку в руках, но ей очень хотелось. Я решила ей помочь и взялась обучить ее игре на этом инструменте.

Все мои ученики разные по возрасту, характеру и способностям, многие из них, приходя ко мне на первый урок, даже не знают, как называются ноты, но каждый из них приходит с одним желанием — раскрыть тайну скрипки. Урок за уроком я передаю им свои знания, раскрываю секреты красивого звука и чистой интонации, учу работать над собой, подбадриваю в моменты неудач и от всей души радуюсь первым успехам, первым самостоятельно исполненным пьесам. Я вижу, как мои ученики растут, как блестят их глаза, как вырастают крылья за спиной и появляется вера в себя. Ведь они умеют теперь то, что не по силам окружающим. Все это наполняет меня чувством радости и восторга!

Думаю, очень важно заниматься делом, которое доставляет тебе удовольствие. Для меня счастье — играть на скрипке и учить этому других.

— Все знают, что маленьким детям полезно лепить, рисовать — это развивает моторику. Как вы считаете, что получает ребенок, которого с детства обучают игре на каком-либо музыкальном инструменте? Есть ли у него какие-то преимущества перед теми, кто музыкой не занимался?

Ольга: Известно, что на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами, не зря же говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Любые упражнения на моторику — перебирание фасолинок, складывание пирамидки, конструирование и пр. — полезны, т.к. стимулируют мозговую деятельность. То же самое происходит и при игре на скрипке, когда подушечками пальцев левой руки скрипач зажимает струны, а пальчиками правой управляет смычком.

Игра на скрипке развивает математические способности, логическое мышление и речь. Ребенку приходится пространственно мыслить, зажимая струны пальчиками в нужных местах, манипулировать абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

Яркий пример — Альберт Энштейн, который начал играть на скрипке в 6 лет и продолжал музицировать всю жизнь. Игра на скрипке помогала ему решать сложные физические задачи, находить решения и достигать внутреннего умиротворения.

Занятия музыкой развивают чувство прекрасного. То, что нельзя потрогать или купить за деньги. Считаю, что детей обязательно нужно учить игре на музыкальных инструментах. Не обязательно делать из своего ребенка профессионального музыканта, однако владеть игрой на музыкальном инструменте — это шаг в сторону всестороннего развития вашего малыша.

— С какого возраста можно обучать детей игре на скрипке?

Ольга: Я начинаю заниматься с детками от 4 лет, так как считаю, что в этом возрасте они уже осознанно выбирают инструмент, легко обучаемы и очень любознательны. В более раннем возрасте начинать играть на скрипке опасно, так как можно навредить еще не окрепшему позвоночнику.

— Сколько по времени длится занятие?

Ольга: Занятие с детьми длится от 45 минут до 1 часа, я смотрю на сколько хватает сил и внимания у ребенка.

— Как часто и как долго нужно заниматься, чтобы ребенок почувствовал инструмент и смог сыграть на нем несложную мелодию?

Ольга: Я провожу занятия с детьми 1–2 раза в неделю, задаю домашние задания. Домашние занятия играют большую роль в освоении скрипки, так как необходима постоянная тренировка. Тридцати минут в день достаточно. За это время ребенок не сильно утомляется и не теряет интерес к изучаемому материалу.

Как правило, уже через 10 занятий юный музыкант может что-то сыграть для близких — самой благодарной публики.

— Ольга, как у опытного и талантливого педагога, у вас наверняка есть свои «фишки». Как превратить обучение игре на скрипке в увлекательное занятие, а не тяжкий труд для ребенка? Как сделать так, чтобы не разонравилось, не надоело?

Ольга: Я учу не только играть на скрипке, но и преподаю основы музыкальной грамоты. Самое первое занятие с учеником проходит как ознакомительное: я рассказываю историю происхождения скрипки, говорю, как называются и для чего нужны все части инструмента. Затем показываю, как может звучать скрипка.

Деткам на моих уроках нескучно, так как материал подается в игровой форме. Вместо нудных упражнений малыши с удовольствием играют яркие пьески с аккомпанементом, иногда в дуэте со мной. Постепенно сложность музыкального материала возрастает. Часто я сама играю детям, им это очень нравится, они начинают мне подражать, брать с меня пример.

— И самый главный вопрос, который наверняка волнует родителей. Как увидеть в своем ребенке музыкальные способности? При рождении ведь не выдают справку о наличии либо отсутствии тех или иных дарований?

Ольга: Если вы видите, что ваш ребенок с замиранием сердца смотрит, как играют музыканты, если пританцовывает во время звучания музыки где бы то ни было, подпевает детские песенки — отдайте ребенка учиться музыке, а талант раскроется в процессе обучения.

— Посоветуйте, как правильно подобрать инструмент?

Ольга: Выбор и покупка инструмента — очень важный момент для начинающего скрипача. Существует шесть размеров скрипок: от самых маленьких, практически игрушечных, до взрослых инструментов. Размер скрипки, подходящий для ребенка, определяется длинной его руки.Скрипку ни в коем случае нельзя покупать «на вырост». Играя на скрипке неподходящего размера, ребенок будет испытывать дискомфорт, не сможет в полной мере освоить правильную постановку рук, будет быстро уставать.

Правильным решением будет покупка инструмента в присутствии преподавателя. Грамотный педагог поможет сделать правильный выбор в плане технических и художественных характеристик скрипки.

— Иногда родители, отдавая ребенка учиться играть на скрипке, в чем-то хотят реализовать свои собственные амбиции. Бывает ведь… Вы стараетесь, а ребенок — ну никак…

Ольга: Ребенок должен сам хотеть играть на скрипке, занятия не должны проходить из-под палки. Был у меня один случай…

Ребенок занимался в музыкальной школе, а родители приводили его еще и ко мне на дополнительные занятия. Как оказалось, мама ХОТЕЛА, а сама девочка отнюдь не мечтала стать известной скрипачкой. Ее способностей и усердия хватало ровно на столько, чтобы заниматься музыкой для общего развития, без особого энтузиазма и рвения. В таком случае у меня есть рекомендация, это даже не совет, а предложение…

Дорогие взрослые! Научиться играть на скрипке никогда не поздно! Сколько бы лет вам ни было, если вы мечтаете об этом — нужно попробовать. Взрослому, конечно, научиться играть на скрипке немного сложнее (об этом я писала в своем блоге), но можно! Осуществите свою давнюю мечту, если она у вас есть, но не навязывайте ее своему ребенку.

— Спасибо большое за полезную информацию и советы для наших читателей. Талантливых вам учеников и благодарных слушателей. Пусть звуки вашей скрипки делают мир ярче, душевнее и радостнее.

Ольга: Я в свою очередь желаю и взрослым, и детям не бояться окунуться в мир музыки, раскрыть свои таланты и узнать тайну скрипки. Ваш мир станет ярче и красочнее!

Фотограф: фото из личного архива Ольги Пацкевич