Что такое общественно полезный труд в школе?

Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева выступила с предложением о возвращении в школу  об­щес­твен­но по­лез­ного тру­да:

«Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — сказала Ольга Васильева на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Она считает, «что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить».

Предполагается, что введение  общественно полезной трудовой деятельности в российских школах начнется  со следующего года и будет проводиться постепенно. Обращаясь к педагогам и  руководителям образовательных организаций, Ольга Васильева отметила, что «нам никто не мешает заняться этим сейчас».

В комментарии Минобрнауки по поводу предложения главы ведомства отмечается, что «трудовое воспитание всегда присутствовало в советской системе образования и содержится в примерных образовательных программах современной России», и что  «министерство планирует скорректировать содержание федеральных образовательных стандартов и разработать методические рекомендации по доступным формам трудового воспитания» с учетом  недопустимости превышения нагрузки на учащихся разных возрастных групп.

Идея министра образования и науки Ольги Васильевой по введению в школах общественно полезной трудовой деятельности под­вер­глась кри­ти­ке в средс­твах мас­со­вой ин­форма­ции, вызвала оживленную дискуссию и в социальных сетях.

Противники идеи о введении общественно полезного труда в школах упрекают министра в возвращении к устаревшему советскому опыту, в отвлечении детей от изучения школьного материала и даже в намерении эксплуатировать детский труд. При этом обращается внимание на п.4 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано, что «привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

По словам Ольги Васильевой она была сильно удивлена, узнав, что прокуратура «на полном серьезе разбирается с обращением мамочки четвероклассника, которого заставили стереть с доски, и мама посчитала это использованием детского труда». «Так быть не должно», — считает министр.

Вместе с тем, следует заметить, что  проблему трудового воспитания школьников подняли активисты ОНФ на «Форуме действий. Регионы», состоявшемся в Йошкар-Оле еще  в апреле этого года. По их мнению, трудовая деятельность в процессе обучения создаст условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения. По итогам форума Президент России Владимир Владимирович Путин дал поручение Минобрнауки определить виды трудовой деятельности, которые могут осуществляться обучающимися в рамках образовательного процесса.

Предложения о возвращении трудового воспитания школьников  поступали  также от муниципальных и региональных органов власти, общественности, педагогов.

Справочно

Предмет «Общественно-полезный труд» (ОПТ) существовал в советской школе со второй половины 1980-х годов. В 1985 году приказом Министерства просвещения СССР от 11.05.1985 г. № 81 было утверждено Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, согласно которому обязательный общественно полезный труд предусматривался учебным планом: в II — IV классах — 1 час, в V — VII классах — 2 часа, в VIII — IX классах — 3 часа, X — XI(XII) классах — до 4 часов в неделю.

Направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являлись работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбору вторичного сырья, учащихся средних и старших классов — работа в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Кроме того,  предусматривалась ежегодная трудовая практика учащихся: в V — VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день, в VIII — IX классах — 16 дней по 4 часа, в X(XI) классах — 20 дней по 6 часов. В период каникул школьники принимали участие в патриотическом движении учащейся молодежи «Мой труд вливается в труд моей республики» – работали на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях.

В 90-е годы это направление работы с детьми и молодежью отошло на второй план.

P.S. Кстати, «Ручной труд» как самостоятельный учебный предмет впервые был включен в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии  в 1866 году. В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г.

При подготовке использовались материалы источников:

http://tass.ru/obschestvo/3654635

http://www.eduhelp.info/page/v-sochi-obsudili-tendencii-razvitija-otechestvennogo-obrazovanija#cut

http://www.mk.ru/social/2016/09/27/russkiy-ustnyy-ispytayut-na-9klassnikakh-uzhe-v-etom-godu.html

https://www.pnp.ru/news/detail/144192

http://минобрнауки.рф/новости/8828

http://www.bashinform.ru/news/844021-normy-trudovogo-vospitaniya-shkolnikov-neobkhodimo-zakrepit-zakonodatelno-forum-onf-v-pfo/

http://regions.ru/news/2591102/

mail.ru

Методические  рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда

учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования

   Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является  важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;

интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;

трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

  Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;

оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;

использование разнообразных видов общественно полезного труда.

  Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:

самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);

изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);

уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);

охрана окружающей среды;

благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);

уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;

оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

  В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.

 Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.

 Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.

Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);

инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;

выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;

сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.  

 В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,

от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35)

П.121. ГЛАВА 9.

Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;

45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;

одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;

с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);

с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

к мытью полов учащимися младше 14 лет;

к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

что такое общественно полезный труд в школеНекоторые родители и дети, услышав об усилении внимания к общественно полезному труду школьников, возмутятся: «Когда? Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия, помощь по дому. Времени на общественно полезный труд у них нет».

Но сами мамы и папы когда-то в школе убирали класс, ухаживали за пришкольным участком, разводили в классе цветы, собирали макулатуру, более того — металлолом, приводили в нормальное состояние книги и учебники в школьной библиотеке и многое другое. Разве не с теплыми чувствами вспоминаете эти моменты школьного периода жизни?

Почему же теперь дети не могут оказывать посильную помощь школе, а по сути — самим себе. И не только тем, что делают родной город, поселок, деревню, школу и пришкольный участок красивее, комфортнее для себя и других, но и тем, что ощущают свою нужность, причастность к делам всей страны. Они приобретают важный жизненный опыт. Причем результат виден сразу. Посадили в парке аллею лип — приятно и самим там погулять, и другим людям тоже. Собрали макулатуру, а на вырученные деньги усовершенствовали школьную спортивную площадку и т.д.

Можно работать в учебных мастерских, изготавливая предусмотренную учебной программой продукцию не только для себя, но и для школы. Ремонтные бригады могут производить мелкий ремонт, например, школьной мебели, садового инвентаря (грабли, лопаты и т.д.).

В начале учебного года было бы полезно руководству школы рассказать ученикам и родителям, какие именно виды общественно полезного труда планируются и что станет его результатом. Например, если собирают макулатуру, то для чего, с какой целью, а потом рассказать, сколько собрали, какую сумму получили и как ее расходовали.

И не общими словами отчитаться о расходе общественных денег, например, на ремонт школы (что это такое — никто не знает, но каждый год на эту статью уходят большие суммы), а конкретно: в кабинете номер 2 заменили старые стулья на новые и на это ушла такая-то сумма, также оборудовали баскетбольную площадку около школы, на что было потрачено столько-то денег. Осталось столько-то, их можно потратить на закупку новых интересных книг в школьную библиотеку. Тогда мотивация участия в таких делах будет более высокая.

Можно объявить конкурс на предложения добрых дел или повесить специальный почтовый ящик в школе для подобных предложений. Что еще могут ученики сделать? Помочь немощным людям с уборкой и покупкой продуктов, сделать игрушки для детского сада, показать им интересный спектакль и т.д. Это развивает в школьниках инициативность, чувство ответственности не только за себя, но и за все, что происходит вокруг. Такие ребята никогда не станут равнодушными, безучастными.

Тема трудовых лагерей более проблемная. И вовсе не потому, что дети должны будут во время летних каникул работать на школьных участках, оказывать посильную помощь библиотекам, благоустраивать родную школу, класс. Летом многие родители берут отпуск, и не всегда заранее могут определить, как будут его проводить. Отказываться от долгожданной поездки, путешествия, переезда на месяц на дачу из-за необходимости отработки в летнем трудовом лагере никому не хочется. Скажете, что нужно просто записаться на месяц, когда у родителей точно не предусматривается отпуск. Но почему-то получается так, что равномерно распределить учеников на выполнение общественно полезного труда по летним месяцам не получается: либо всем нужно в начале лета, либо в середине, либо в конце августа.

Некоторые родители на все лето отправляют любимое чадо к дедушкам и бабушкам или другим родственникам в пригород или деревню, чтобы ребенок мог отдохнуть на свежем воздухе, набраться сил к новому учебному году. Что делать с ними? Ведь они могут отработать либо в начале июня, либо в конце августа. А если таких половина школы? Где взять столько работы на это время и кто будет работать в остальные месяцы?

Родителей беспокоит также, не принесет ли выполняемая работа вред здоровью их ребенку? Рассказывают ли детям про технику безопасности? Как обстоит дело с медицинской помощью? Будут ли мамы и папы в курсе, к каким конкретно работам будет привлекаться их ребенок? Не придется ли пропускать дополнительные занятия?

При привлечении детей к общественно полезному труду, естественно, необходимо учитывать посильность нагрузки, а также состояние здоровья. Если выявились ученики, которым по медицинским показаниям нельзя заниматься физическим трудом, они могут принести пользу, занимаясь облегченным или интеллектуальным трудом: помощь в библиотеке, составление графиков и т.д.

Ясный, понятный инструктаж по технике безопасности должен проводиться с учащимися при выполнении любых видов работ. Они должны понимать, как правильно выполняется то или иное действие, что может случиться, если нарушить данные инструкции и какие должны быть эффективные действия в этом случае.

Выполнение любых работ школьниками должно быть обеспечено доступной медицинской помощью, которая в случае необходимости сразу же должна быть оказана.

К общественно-полезному труду привлекать школьников можно только с письменного согласия его родителей или законных представителей.

Родители понимают необходимость общественно полезного труда. Однако опасаются, что эти работы пойдут в разрез с графиком школьных и дополнительных занятий ребенка, установленным с огромными усилиями к октябрю. В наше время необходимо учитывать тот факт, что многие учащиеся, если не все, активно посещают курсы, факультативы, спортивные секции, кружки, тренинги, музыкальные или художественные школы. Дополнительные занятия стали полноправной важной частью качественного образования. Это нужно обязательно учитывать при привлечении школьников к общественно полезному труду.

Детский труд — это привлечение детей к работе на регулярной основе.

Привлечение детей к труду в школе

Ксения Печеник

Юрист, освещает вопросы по семейному, трудовому и гражданскому праву.

Что же такое детский труд в школе: атавизм советских времен или важный педагогический метод трудового воспитания современного подрастающего поколения?  Каким образом действующее российское законодательство регулирует труд детей в школе? Кто и на каких условиях может быть привлечен к школьному труду?

В советский период школы приветствовали использование детского труда, поскольку он являлся одним из методов патриотического воспитания. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе изменились, что нашло свое отражение в законодательстве. На сегодняшний день использование детского труда регулируется Законом «Об образовании» (ч. 4 ст. 50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (п. 50), постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, утвержденные постановлением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 г.

Согласно ч. 4 ст. 50 Закона об образовании и п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Таким образом, важнейшим условием привлечение ребенка к труду в школе является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).

Есть другой способ «узаконить» участие детей в дежурстве или летней трудовой практике: принять соответствующее решение на собрании представительного органа школы (например, совета общеобразовательного учреждения, если такой имеется) – органа управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).
Если положение о дежурстве и летней практике есть в школьном Уставе или представительным органом школы, то об этом должны быть в обязательном порядке извещены учащиеся и их родители.

В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен. И в этом случае совершенно не важно, оказывалось ли на ребенка психическое или физическое воздействие или нет.
В случае же, если будет доказано, что к ребенку применялись меры принуждения, виновные лица должны быть привлечены к дисциплинарной и (или) уголовной ответственности.

Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике.

Если же сотрудники школы продолжают принуждать ребенка к так называемому «общественно-полезному» труду, либо способствуют созданию дискриминационных условий для лиц, не давших добровольное согласие на труд, можно обратиться с жалобой в районный отдел образования или прокуратуру.

Если же добровольное согласие на труд у школы имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.

А как же уроки технологии?

Обратим внимание на формулировку ч. 14 ст. 50 Закона «Об образовании». Запрещается привлечение обучающихся образовательных учреждений без их согласия к любому труду, не предусмотренному образовательной программой.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Занятия по трудовому обучению необходимо проводить согласно учебной программе (плану), а учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.

Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, например, пошив спецодежды для технического персонала школы или ремонт школьной мебели или техники, то все, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, опять же с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.
Реализация положений о запрещении принудительного детского труда на практике

Практике известны случаи, когда руководство школы привлекалось к административной ответственности за то, что во время дежурства освобождало учеников от занятий на целый день. Прокуратура Архангельской области по заявлению одной из родительниц одной из школ города Новодвинска Архангельской области усмотрела в действиях директора школы нарушение Закона «Об образовании», поскольку привлечение конкретного ученика школы к дежурству во время уроков лишает его права на образование в объеме учебных занятий в тот день, когда он дежурит. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга опротестовала правила школ, по которым учащиеся должны были убирать классы и ходить на субботники. Теперь ни один учитель не имеет права назначить дежурного против его воли. Впрочем, директора школ считают такое решение непедагогичным. По их мнению, если такие прокурорские решения станут массовыми, современные дети будут расти еще более избалованными.
Работа по трудовому договору

Не следует путать дежурство или летнюю трудовую практику, являющуюся, по сути, добровольным трудом на безвозмездной основе с работой несовершеннолетнего на благо школы по трудовому договору.

Согласно ч. 3 ст. 63 ТК РФ с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет может быть заключен трудовой договор, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

С 16 лет трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним и без согласия родителей (законных представителей) (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Однако следует помнить, что работа учащихся по трудовому договору имеет свои особенности. В частности: работа должна осуществляться в свободное от учебы время; труд должен быть легким; труд не должен быть противопоказан ребенку по состоянию здоровья и возрасту; работа не должны быть вредной или опасной; работа должна осуществляться с соблюдением норм нагрузок, СанПиН и правил охраны труда; работа не должна осуществляться сверхурочно, в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни.

Правовые основы использования детского труда в школе

П.В. Гулидов,
юрист, эксперт информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования»

В большинстве современных школ до сегодняшнего дня сохраняется традиция использовать труд обучающихся для целей учреждения (дежурство по классу и школе, общественно полезный труд, летняя трудовая практика и т. д.). При этом нередко игнорируются требования действующего законодательства в области детского труда, что приводит к нарушениям прав и законных интересов детей.

Детский труд в общеобразовательном учреждении может существовать в различных формах, начиная от регулярного дежурства по классу (включающего в себя работу по наведению порядка) и заканчивая летней трудовой практикой, от которой большинство школ в силу разного рода причин не может или не хочет до сих пор отказываться.

В советские времена детский труд (в установленных законом пределах) широко приветствовался во всех общеобразовательных учреждениях, поскольку его использование отвечало целям государства и проводилось в рамках трудового и патриотического воспитания достойного строителя коммунизма.

К примеру, в п. 3 Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, утвержденного приказом Министерства просвещения СССР от 11.05.1985 № 81 (далее – Положение), о летней трудовой практике записано следующее:

  • «…проводится ежегодная трудовая практика учащихся: в V–VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день, в VIII–IX классах – 16 дней по 4 часа, в X(XI) классах – 20 дней по 6 часов. Сроки, место и порядок прохождения практики определяются исполкомами районных и городских Советов народных депутатов исходя из местных условий.
  • … Продолжительность работы школьников во время каникул для учащихся II–IV классов – до 2 часов, V–VII классов – до 3 часов, VIII–IX классов – до 4 часов, X–XI(XII) классов – до 6 часов в день».

Опираясь на данную норму, школы совместно с местными органами государственной власти определяли для учеников места для осуществления трудовой деятельности в рамках обязательной школьной практики. Соответственно уполномоченные органы (в т. ч. органы управления образованием) обязаны были вести постоянный контроль за соблюдением вышеуказанных норм, а также иных правил охраны труда при выполнении школьниками различного рода работ (п. 16 Положения).

Нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе

Сегодня ситуация изменилась. Так Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) содержит единственную, но весьма важную норму о регулировании детского труда в образовательных учреждениях. В соответствии с ней привлечение обучающихся, воспитанников в гражданских образовательных учреждениях без их согласия и согласия родителей (лиц, их заменяющих) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено (п. 14 ст. 50).

Аналогичная норма закреплена в п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, согласно которому общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

Ранее действовавшие нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательность ученического труда за рамками учебной программы, со вступлением в силу в 1992 г. Закона об образовании были либо отменены, либо подлежали применению лишь в части, не противоречащей этому закону.

Единственным нормативно-правовым актом, сохранившим свою юридическую силу до сегодняшнего дня, является постановление Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 03.06.1988 № 343/90-01-490/25-01/17-30/43/34-а «Об утверждении Положения о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время». Однако данное Положение регулирует отношения, связанные с работой учащихся на предприятиях, в учреждениях и организациях с их согласия и в свободное от учебы время. Таким образом, речь в этом документе идет о возможности учащихся, достигших 14-летнего возраста, трудиться за вознаграждение, т. е. быть участниками трудовых отношений, что никак не связано с работой в рамках школы.

В то же время, даже указанное Положение косвенно подтверждает норму Закона об образовании, регламентирующую порядок привлечения учащихся к труду. Пункт 3 раздела I данного документа предусматривает следующее:

«Работа учащихся 8–9 классов на предприятии засчитывается как ежегодная трудовая практика, если ее продолжительность не меньше времени, установленного учебным планом общеобразовательной школы«. А учебный план, как известно, формируется на основании учебной программы, о которой упоминается в п. 14 ст. 50 Закона об образовании.

Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются на сегодняшний день приказы Минобразования России:

  • от 06.03.2001 № 834 «Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (далее – приказ № 834);
  • от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее – приказ № 1312).

В разделе «Финансирование базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» приложения к приказу № 834 прописано:

«Вопросы организации производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьников за счет использования часов ученического компонента».

Примерные учебные планы, утвержденные приказом № 1312, в свою очередь, предусматривают учебные практики в качестве элективных учебных предметов.

Кроме того, в процессе использования труда обучающихся общеобразовательное учреждение должно руководствоваться актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иные общеобязательные правила в сфере внутришкольного детского труда. К числу таких актов, в частности, относятся:

  • постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
  • постановление Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
  • Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от 04.04.1997 № 5.

С учетом вышеизложенного сформулируем основные положения, которые необходимо знать органам управления общеобразовательным учреждением, принимающим решение о применении детского труда.

Добровольность участия ребенка в трудовой деятельности

Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду должна стать добровольность. Участие в труде школьников может быть только добровольным. При этом согласия одних лишь учащихся недостаточно: необходимо еще согласие их родителей (законных представителей).

Нарушение данного принципа должно расцениваться, как нарушение прав человека (ребенка) на защиту от принудительного труда. В соответствии с законом привлечение детей к работе без их согласия и согласия их родителей (законных представителей) является принудительным трудом, пусть даже фактически это происходит достаточно безболезненно (т. е. никто ни на кого не кричит, никто никого не бьет и т. д.).

В силу гл. 2 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд в Российской Федерации находится под строжайшим запретом. Указанная норма Конституции РФ базируется на международном праве: принудительный и обязательный труд запрещен Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 8).

Должностные лица, виновные в организации принудительного труда детей, могут быть в установленном порядке привлечены как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности, особенно если будет доказано, что школа применяла к ученикам какие-либо меры принуждения.

Закрепить указанный выше принцип добровольности лучше всего письменно. Право школы на привлечение ребенка к труду, не запрещенному ему по состоянию здоровья и возрасту, а также в определенных пределах можно закрепить в договоре между школой и родителями (законными представителями) обучающихся. Или же специально для организации детского труда школа может заключить с родителями (законными представителями) учащихся отдельные (специальные) договоры. Следует помнить, что в силу ст. 26 Гражданского кодекса РФ указанные договоры подписывают не только родители (законные представители), но и сами учащиеся, начиная с 14-летнего возраста. Это будет являться письменным подтверждением их согласия на детский труд. Естественно, что в любом из указанных договоров должны быть четко определены порядок, условия и объем детского труда (например, дежурство по классу два раза в месяц, включающее в себя: влажную уборку класса, поливку цветов, вынос мусора и т. д.). В противном случае у школы могут появиться основания для злоупотребления доброй волей учащихся и их родителей (законных представителей) на использование бесплатного детского труда.

Еще одна проблема, с которой, по нашему мнению, придется столкнуться практически любой школе, это ситуация, когда одна часть учеников класса выразит желание добровольно работать в интересах школы, а другая часть (пусть даже меньшая) – нет. Как выйти из данного положения и как сделать так, чтобы «отказники» не стали в классе «белыми воронами» и «изгоями», решать школе и педагогам. Но допускать развитие ситуации именно в таком направлении категорически запрещено, поскольку Закон об образовании не предоставляет никаких преимуществ тем учащимся, которые добровольно работают на благо своего учреждения.

Труд, предусмотренный образовательной программой

Указанный выше принцип добровольности может быть нарушен без ущерба для школы и ее должностных лиц лишь в одном случае – когда детский труд предусмотрен образовательной программой данного общеобразовательного учреждения.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона об образовании основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Приказ № 834, как уже отмечалось выше, предусматривает, например, организацию трудовой практики за счет часов ученического компонента, являющегося в соответствии с данным приказом частью учебного плана. Следовательно, школа вправе обязать учащихся принимать участие в летней трудовой практике лишь в случае, если эта практика является составной частью ее учебного плана, сформированной за счет часов ученического компонента.

Однако при таком положении вещей практика, по сути, будет представлять собой занятия по трудовому обучению, которые необходимо организовывать и проводить согласно учебной программе. При этом учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.

Таким образом, кажущегося расхождения между нормой Закона об образовании и приказом № 834, в которой говорится об исключительной добровольности школьной практики, на самом деле нет, поскольку то, что предусмотрено Законом об образовании, практикой, как таковой, не является.

Одновременно у школы могут возникнуть проблемы с привлечением учащихся к труду в каникулярное время, поскольку расписание занятий, в части трудовой практики, придется в этом случае составлять и с учетом летнего периода, т. е. смещать каникулы, но при этом сохранить их установленную продолжительность. Во-первых, сделать это можно далеко не во всех классах (например, не в выпускные классах), во-вторых, вряд ли какая-либо школа решится «украсть» у своих учащихся хотя бы часть летнего отдыха, а если и решится, то не будет растягивать период летней практики на несколько месяцев, как это было раньше.

Что же касается реализации школьной практики в рамках элективных учебных предметов, как это предусмотрено приказом № 1312, то она осуществляется в пределах компонента образовательного учреждения и также предполагает обязательное отражение в учебном плане общеобразовательного учреждения со всеми вытекающими отсюда последствиями, указанными выше.

Все вышеизложенное также актуально и для иных форм детского труда в рамках общеобразовательного учреждения. Если, к примеру, ремонт школьной техники или изготовление каких-либо бытовых вещей для школы (например, пошив фартуков и халатов для работников кухни и т. д.) можно обосновать образовательной программой по трудовому обучению, то организовывать такую работу школе никто не запретит (естественно, при условии соблюдения законодательства об охране труда несовершеннолетних). Все остальное, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, опять же с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей. Возвращаясь к теме летней трудовой практики (т. к. именно по ней возникает большая часть вопросов и жалоб со стороны учащихся и их родителей), отметим, что вопрос об ее введении должен решать только совет общеобразовательного учреждения – орган управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).

Именно для того, чтобы учитывать интересы всех участников образовательного процесса, приказом № 834 возложено решение указанного вопроса на представительный орган школы.

Порядок формирования совета школы и порядок принятия им решений должен устанавливаться уставом школы, они также могут дополнительно регламентироваться отдельным локальным актом (Положением о совете школы и т. д.).

Работа на основании трудового договора

Организация детского труда в общеобразовательном учреждении может производиться и на вполне законных основаниях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ). В этом случае учащиеся, достигшие возраста 14 лет, могут в свободное от учебы время работать в школе на основании трудового договора. Происходит это с обязательного согласия родителей (законных представителей) учащихся и органов опеки и попечительства (ст. 63 ТК РФ). Кроме того, речь здесь может идти только о легком труде, не противопоказанном ребенку по состоянию здоровья и возрасту. Необходимо помнить, что работа по трудовому договору не должна мешать учащемуся в получении знаний. Примером такого труда является участие обучающихся в работе школьных бригад в период летних каникул. В рамках организации летней занятости детей на цели школьных бригад специально выделяются определенные средства, что позволяет школьникам не только провести каникулярное время с пользой для школы, но и заработать неплохие (для несовершеннолетних) деньги. Однако при этом администрации школ помимо вышеуказанных актов надлежит руководствоваться и ТК РФ, особенно гл. 42, непосредственно посвященной особенностям регулирования труда работников, не достигших 18 лет.