Еда вкусная и полезная что на грядке растет

Наталия Зорина
Тематическая неделя «Овощи, фрукты» старшая группа

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели: «ОВОЩИ, ФРУКТЫ».

Цель тематической недели: Обобщить и дополнить представления детей знания детей о фруктах, овощах. Формирование у детей привычки следить за чистотой фруктов и овощей перед их употреблением. Акцентировать внимание детей на особенности фруктов и овощей, влиянии их на организм человека.

Итоговое мероприятие: Презентация «Овощи и фрукты».

День недели

Дата Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимных моментах

10.10.16. Понедельник Утро Беседа со всеми детьми о пользе фруктов и овощей в нашей жизни.

Настольно печатные игры: «Сложи фрукты», «Что лишнее»

Д/и «Чудесный мешочек», «Где растет», «Узнай фрукт». Учить узнавать фрукты и овощи на ощупь.

Трудовая деятельность в уголке природы. Полить растения-важность полива и степень орошения для разных типов растений, повторить понятия «влаголюбивый, засухоустойчивый»

Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Вкусное варенье» Инд. раб. по ФЭМП с Варей, Захаром, Иваном Б., Лизой: Рассматривание и сравнение по форме, цвету, размеру овощей и фруктов. Учить решать логическую задачу на установление закономерностей Рассматривание иллюстраций «Овощи и фрукты» (закрепление и расширение представлений о дарах осени).

НОД №1Познавательное развитие 9.00

«Еда вкусная и полезная – Что растёт на грядке?» Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр. 112

Интеграция о/о: познавательное, речевое развитие Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определённой последовательности (на примере получения сахара, приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с блюдами национальной кухни, подводить к пониманию того, как нужно правильно питаться. С Ксюшей, Кирой, Лизой,Захаром, Соней.

НОД № 2 Музыка 9.35-10.00 (по плану муз. руководителя)

НОД №3Развитие речи (худ. лит.) 15.30-15.55 Заучивание И. Белоусова «Осень» В. В. Гербова «Занятия по развитию речи», стр. 37

Интеграция о/о: познавательное, речевое развитие Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Учить эмоционально воспринимать стихотворную форму, развивать поэтический слух. С Женей, Ксюшей, Полиной, Людой, Лизой, Соней

Игры, подготовка к прогулке. Прослушивание аудиозаписи «Что нам Осень принесла»

Рисование и штриховка (фрукты – овощи) Пальчиковая гимнастика «Хозяйка»

Прогулка Наблюдение за живой и неживой природой. Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Загадка: Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (осенний листопад)

Подвижные игры «Платочек» — закрепление правил, выполнение их. Цель: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега. «Тише едешь, дальше будешь» — умение контролировать свои действия.

Трудовые поручения. Собрать упавшие ветки (безопасность).

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Индивидуальная работа по развитию движений:

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

6. Самостоятельные игры с выносным материалом.

(Соня, Кира, Ксюша, Иван Б., Захар)

Экспериментальная деятельность: Взять на прогулку три прозрачных баночки. Насыпать в них песок, землю, глину (в каждую отдельно, налить воду и размешать. Песок быстро оседает, глина долго находится в воде, а в земле видны корешки. Познакомить со свойствами песка и глины.

Ситуативный разговор о том, как «Как поделить игрушку?» — обсуждение ситуации, необидные словесные формы выражения отказа, обыгрывание, применение в общении.

Возвращение с прогулки, обед Продолжать учить детей последовательно раздеваться, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик.

КГН. Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). За обедом продолжать учить доедать пищу, пользоваться салфеткой.

Вечер Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливание. Ходьба по массажным дорожкам. Цель: укреплять здоровье детей.

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» Учить детей описывать выбранный товар словами, ролевой диалог.

Свободные игры детей в центре строительно-конструктивных игр. Закреплять умение детей вырезать круги способом последовательного закругления четырех уголков квадрата. (овощи, фрукты)

Егора, Матвея Л., Лизу, Киру, Захара, Женю. Выставка тематических картинок по теме «Овощи, фрукты» с целью поощрения речевой активности детей при обсуждении картинок друг с другом, направленной на самостоятельную совместную деятельность детей в центрах активности

Прогулка Наблюдения на тему «Сезонные изменения» Цели: закрепить знания детей о смене времён года; уточнить представления об особенностях каждого сезона. Задание Лизе, Захару, Соне: «Узнай дерево по описанию». Народная игра «Горелки» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, бегать не наталкиваясь друг на друга. Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом

11.10.16.

Вторник Утро Беседа: ОБЖ «Вкусно и полезно», о важности регулярного употребления овощей.

Рассматривание иллюстраций «Овощи»

Работа в экологическом центре. Цель: продолжать учить ухаживать за растениями в группе (поливать, протирать пыль с листочков).

П/и «Кабачок»

Настольно-печатные игры: «Собери картинку» (овощи, фрукты) Цель: закрепление и расширение представлений об урожае овощей и фруктов осенью.

Пальчиковая гимнастика «Фруктовые дорожки». Индивидуальная работа по музыке с Лизой, Кирой, Соней, Ксюшей повторить слова песен и стихов к празднику Осени.

Речевая игра «Найди звук в слове». Цель: закреплять умение выделять заданный звук в словах.

Игра «Рисование контуров овощей и фруктов, их штриховка»

Цель: развивать умение заштриховывать контур карандашом

НОД № 1 ФЭМП 9.00 – 9.25

Интеграция о/о: познавательное и речевое развитие. СЖеней, Соней, Захаром, Лизой, Кирой, Полей

НОД №2Аппликация. «Дары осени»

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова»Конспекты занятий ИЗО в старшей группе», стр. 9.

Интеграция:

Художественно — эстетическое развитие Продолжать учить самостоятельно вырезать разные формы из листа бумаги, сложенного вдвое или несколько раз. Воспитывать уважение к коллективному труду, учить работать согласованно. С Женей, Захаром, Егором, Соней, Кирой, Иваном Кор.

НОД № 3 Физическая культура (по плану физ. инструктора) 15.10 – 15.35

Игры, подготовка к прогулке. Игровая деятельность по интересам детей (настольно- печатные игры) — развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг. Чтение стихотворения Ю. Тувим «Овощи».

Прогулка Наблюдение за работой дворника. Цели:

расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду. Какие орудия труда нужны дворнику для работы?

Какую работу выполняет дворник осенью?

Для чего нужна работа дворника?

Как мы можем помочь дворнику?

Трудовая деятельность. Предложить детям подмести дорожки и веранду.

Подвижные игры «Кот и мыши».

Цели: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность. «Платочек». Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.

Свободные игры детей на свежем воздухе с выносным материалом (лопатки, метёлки). Развитие движений. Захаром, Матвеем Л., Лизой, Кирой, Иваном Б.

Цель: развивать навыки бросания мяча вдаль.

Возвращение с прогулки, обед Самообслуживание. Учить детей следить за внешним видом и поддерживать порядок в группе. Чтение стихотворения «Как варили суп»

Вечер Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

С/и игры «Овощной базар», «Магазин». Обогащение личного опыта у детей. (муляжи овощей, весы, сумки, тележки-корзинки, кассовый аппарат).

Театрализованные игры. «Как варили суп» на имитацию движений. Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Хороводные игры «Ручеёк», «Что нам Осень принесла?»

Игра с пение «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой).

Самостоятельная игровая деятельность детей в центре математического развития. Мелкая моторика: «вышивание» овощей и фруктов с Полиной, Юлей, Артёмом, Ксюшей, Кирой, Егором.

Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение предметов. (исследование кабачка).

Проводить работу по нацеливанию родителей на продолжение работы по теме «Овощи, фрукты».

Прогулка Наблюдение за перелётными птицами. Цели: закреплять знания детей о перелётных птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым. Обучение Захара и Лизы метанию в цель. Дидактическая игра «С какой ветки детки». Цель: уточнить знания детей о деревьях и семенах.

П/и «Третий лишний», «Иголка, нитка и узелок» Цель: развивать ловкость, внимание, координацию движений.

Игры с выносным материалом

12.10.16 Среда Утро Беседа на тему: «Какие бывают овощи, как их выращивать?»

Проговаривание четверостишия.

Повторение названия овощей.

Д/и «Собери урожай». Цель: продолжать учить различать овощи и фрукты.

Завтрак: формирование КГН: правильно сидеть за столом, придвигать стул ближе к столу, правильно держать ложку.

Артикуляционная гимнастика «Дует ветерок», «Тепло – холодно» Индивидуальная работа по ЗКР: Упражнение «Назови первый звук слова»

На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно. С Полиной, Людой, Лизой, Матвеем Л., Соней, Женей. Взаимодействие с родителями: привлечь родителей к изготовлению поделок из овощей.

Чтение стихотворения И. Белоусова «Осень»

Цель: продолжать заучивать стихи с детьми, развивать речь.

НОД № 1 Музыка (по плану муз. руководителя) – 9.00 – 9.25

НОД №2 Рисование (предм.)9.35-10. 00

«Загадки с грядки» Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр. 101

Интеграция о/о: Художественно -эстетическое развитие Учить передавать форму и характерные особенности овощей, создавать выразительные цветовые образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. С Егором, Кирой, Иваном Б., Захаром, Егором, Соней

НОД № 3 «Юный эколог» 15.30-15.55

«Для чего нужны семена» Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр. 115

Интеграция о/о: познавательное, речевое развитие Формировать представления о плодах, их разнообразии и назначении; учит классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; выкладывать сериационные ряды предметов по разным признакам, вызвать интерес к исследовательской деятельности. С Варей, Людой, Иваном К. ,

Лизой, Артёмом

Игры, подготовка к прогулке. Разучивание пословиц. Яблоко на ужин – и врач не нужен. Зелень на столе – здоровье на сто лет,

Цель: воспитывать желание разучивать пословицы.

Загадывание загадок об овощах и фруктах.

Прогулка Целевая прогулка вокруг детского сада.

Наблюдение за деревьями.

Цель: напомнить о деревьях, растущих вокруг детского сада. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Трудовая деятельность. Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель: учить аккуратно, собирать и различать листья разных деревьев.

Подвижные игры: «Коршун и наседка», «Кто дальше?». Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

Свободная игровая деятельность детей на прогулке Индивидуальная работа на развитие движений: с Миланой,, Захаром,. Кирой, Соней, Женей, Егором

Цель: Учить стоять на носочках с закрытыми глазами, удерживая равновесие.

Возвращение с прогулки, обед КГН, навыков самообслуживания и взаимоотношения при одевании. Чтение и разучивание стихов и песен к осеннему празднику. Работа по воспитанию культуры поведения за столом в обед: закреплять знания о правилах поведения во время

обеда. Слушание аудиосказки «Осень на пороге» Н. Сладков

Вечер Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Нод№3 (см. план)

Слушание музыкальных произведений «Звуки осени». Цель: учить оценивать музыку по характеру (грустная, веселая, какое настроение создает прослушивание музыкальных отрывков. Конструирование из бумаги: «Овощи, фрукты» Цель: учить детей конструировать из цветной бумаги овощи и фрукты. Развивать моторику пальцев, воспитывать желание трудиться сообща. Создание коллажа «Овощи, фрукты»

Самостоятельные игры в уголках по интересам. Сенсорное развитие. «Цветные камешки». Цель: развивать мелкую моторику и гибкость рук, подвижность суставов. с Кирой, Егором, Иваном Кобз., Иваном Кор., Соней.

Развивающие игры:

Разгадывание путаниц, ребусов на тему «Овощи, фрукты».

Цель: развивать память, речь, внимание.

Прогулка Наблюдения за природой осенью. Игра «Садовник и цветы» Цель: закрепить знание о цветах.

П/и «Кто быстрее до меня?» «Ловкая пара» Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору.

13.10.16.

Четверг Утро Беседа «Почему могут быть опасны овощи и фрукты — формировать у детей представление о том, что употребление немытых овощей и фруктов, неправильное употребление в пищу фруктов с косточками может быть опасно, объяснить почему.

Дидактическая игры: «Назови одним словом» «Что лишнее?»

Речевые игры. «Один – много».

Воспитатель показывает картинки с изображением какого – либо овоща (один и много) и просит назвать его.

Труд в уголке природы. Уход за комнатными растениями. Цель: закреплять навыки и умения, приобретенные ранее.

Артикуляционная гимнастика «Дует ветерок», «Улыбка», «Грибок» Художественное творчество: закреплять умение детей рисовать овощи и фрукты с Женей, Кирой, Захаром, Егором, Соней – Развивать мелкую моторику рук; внимание.

Опытно-экспериментальная деятельность с овощами. Красящие и косметические свойства овощей Цель: Познакомит детей с тем, что в овощах тоже есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на ткань, то при высыхании жидкость оставляет пятно такого же цвета, как и сам овощ, его сок. Овощи обладают косметическими свойствами и их используют для приготовления косметики. Материал и оборудование: Овощи: свёкла, морковь, огурец, помидор, салфетки из ткани, влажные салфетки, пластмассовые стаканчики.

Настольно-печатные игры.

Сюжетные картинки.

Плакат «Овощи, фрукты»

НОД №1 Познавательное развитие «Почемучка» 9.00-9.25

«Путешествие на планету «Осенин»

«Путешествие по Фанталии», стр. 44

Интеграция о/о: Речевое развитие Упражнять в умении группировать растения по месту их произрастания; правильно пользоваться обобщающими словами овощи, фрукты, грибы, ягоды. С Матвеем П., Полиной, Юлей, Женей, Захаром, Кирой.

НОД №2 Ручной труд 9.35-10.00

«Осенние картины» И. А. Лыкова «ИЗО деятельность в д/С», стр. 58

Интеграция о/о: Художественно-эстетическое развитие Учить создавать сюжетные композиции из природного материала, развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранить её красоту в аранжировках и флористических композициях. С Егором, Кирой, Захаром, Егором, Соней, Женей.

НОД № 3 Физическая культура (на улице) 11.20 -11.40 (по плану физ. инструктора)

Игры, подготовка к прогулке. Чтение худ. лит. А. Плещеев «Осень наступила», A. Барто «Морковный сок».

Вспомнить пословицы об осени, повторить стихи и песни об осени.

Прогулка Наблюдение за небом, подбор определений.

Трудовая деятельность Коллективный труд в природе: Сбор опавших листьев. Использование носилок, граблей. Правила безопасности, взаимодействие, умение договариваться.

Подвижные игры «Платочек» — учить самостоятельно организовывать игру, выбирать водящего считалочкой. «У медведя во бору» -проговаривание слов игры, бег только после слов.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом. Инд. работа «Кто дальше прыгнет?» Цель: развитие умение прыгать вдаль с Матвеем Пр., Соней, Кирой, Ксюшей, Ваней Кобз., Лизой.

Ситуативные разговоры с детьми, как вести себя в коллективе.

Цель: воспитывать заботливое отношение друг к другу

Возвращение с прогулки, обед Работа по воспитанию культуры поведения за столом в обед: упражнение «Мы едим».

Чтение. Толстой Л. «Корешки и вершки».

Цель: воспитывать желание слушать рассказы и сказки об осени.

Вечер Театрализованная деятельность Повторение инсценировки «Перелётные птицы» (план муз. рук.)

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Цель: продолжать учить придумывать сюжет и обыгрывать его, использовать разные атрибуты (внести новый атрибут – кассовый аппарат)

Свободная игровая деятельность в центре художественного творчества (лепка, рисование, аппликация)

Просмотр мультфильма «Мешок яблок» Сутеев. Конструирование из бумаги овощей и фруктов (создание коллажа) с Лизой, Варварой, Ваней Кобз. Женей, Кирой.

хозяйственно-бытовой труд. Поручение – Протереть пыль в игровом уголке, постирать кукольное бельё.

Прогулка Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Пигра «Лохматый пёс» -учить двигаться в соответствии с текстом, упражнять в беге. «Ловкая пара» Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

Игровая деятельность детей по интересам.

Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.

14.10.16.

Пятница Утро Беседа с детьми на тему «Картины художников, которые рисовали осень» (натюрморты) Цель: рассмотреть репродукции художников, которые писали натюрморты, учить отвечать на вопросы воспитателя полными ответами, развивать активный словарь.

Д/и «Собери урожай». Цель: продолжать учить различать овощи и фрукты, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.

Хороводные игры: «Огородная -хороводная», «Ходит Ваня» Грамм Грамматический строй речи: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

С Кирой, Захаром, Женей, Лизой, Соней, Юлей.

Пальчиковые игры: «Фруктовые дорожки». «Штриховка в заданном направлении».

Цель: продолжать учить штриховать фигуры в заданном направлении.

НОД №1 Развитие речи 9.00-9.25

«На улице две курицы…» (ЗКР)

Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр. 99.

Интеграция о/о: Речевое развитие Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С и Ц в словах и фразах. Учить различать их на слух, выделять голосом. Развивать речевое внимание, речевой слух. Закреплять обобщающее понятие «овощи», «фрукты». Учить подбирать определения к слову. Обогащать словарь выразительными словами и выражениями. С Кирой, Егором, Соней, Ваней Кобз., Соней, Лизой, Людой

НОД № 2 Рисование (сюжет.) 9.35-10.00

«Яблоня с золотыми яблоками»

Т. С. Комарова «Занятия по изо- деятельности», стр.

Интеграция: Художественно — эстетическое развитие Учить рисовать развесистые плодовые деревья с ветвистыми кронами. Закреплять умение рисовать красками. Учить рисовать по всему листу; познакомить с законами перспективы, передним, средним и дальним планом. Учить С Женей, Кирой, Захаром, Лизой, Соней, Егором.

НОД № 3 Физическая культура 15.30-15.55 (по плану физ. инструктора)

Игры, подготовка к прогулке. Чтение художественной литературы. Носов Н. Огурцы.

Свободная деятельность в центре творчества (рисование, лепка, аппликация)

Прогулка

Наблюдение «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо» Цель: Развитие у детей способности объяснять сезонные явления: выделять характерные признаки дождя осенью. Обогащение словаря: дожди, туман, гроза, град. Трудовая деятельность Сгребание листьев в кучи и их уборка. Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

П. И. «Не упади».

Самостоятельная деятельность детей на участке — игры с выносным материалом. Индивидуальная работа по развитию движений «Закати мяч» — прокатывание теннисного мяча в ворота. «Прыгни дальше» Цель: прыгнуть как можно дальше.

(Иван Бузун., Матвей П., Люда, Милана).

Ситуативный разговор о правилах безопасного поведения при трудовой деятельности.

Возвращение с прогулки, обед Работа по воспитанию культуры поведения за столом в обед: закреплять знания о правилах поведения во время обеда.

Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании: побуждать помогать друг другу

при одевании.

Повторение стихов и песен об осени.

Вечер Гимнастика после сна.

С/Р игра: «Овощной базар» Цель: развивать умение детей договориться, вести диалог.

Совместный хозяйственно – бытовой труд «Мытье муляжей овощей и фруктов».

Народные игры, хороводы «Ручеёк», «Плетень»

Строительно – конструктивные игры. «Построим сад» развивать у ребенка творчество, мышление, пространственное воображение.

Чтение. Коркин B. «Что растет на нашей грядке?» Индивидуальная работа по конструированию из бумаги. Цель: закреплять умения складывать бумагу и делать простые поделки из бумаги. с Соней, Иваном Кобз., Ксюшей, Людой, Захаром, Егором.

Итоговое мероприятие: Презентация «Овощи и фрукты».

Взаимодействие с родителями: Выставка творческих работ детей и родителей «Фруктовый сад», «Наш огород».

Прогулка Наблюдение за ветром. Продолжать учить определять силу ветра; Расширять знания детей о неживой природе. Подвижные игры: «Солнышко и Дождик», «Воробушки и автомобиль».

Игры с выносным материалом.

Каким бы огород ни был по размеру – маленьким или большим, любая хозяюшка стремится разбить грядки с пахучей зеленью и свежими салатами. Многие сейчас подтвердят, какое это особое удовольствие – нарвать хрустящий салат, любимую петрушку или укроп у себя под окошком. Даже люди далекие от огородных забот, так или иначе, балуют себя полезной зеленью, выращенной своими руками, пусть даже на том же подоконнике. Такая грядка есть и у меня. Вы не поверите, но мне она приносит не только полезные витаминные вкусности, но и своего рода удовольствие и вдохновение. Моя полезная грядка постоянно в процессе обновления, то есть жизнь на ней кипит, растения постоянно обновляются из-за своей высокой востребованности.

«Зелёные» витамины

Что нужно знать о салатной грядке?

  • На полезной грядке с зеленью жизнь проходит в три этапа: одни салаты, как поспеют отправляются на обеденный стол, вторые набираются сил и подрастают, третьи – сеются вдогонку к остальным.
  • Сочетайте салаты по срокам созревания сорта (раннеспелые с позднеспелыми) и тогда свежий хрустящий салат будет на вашем столе с мая до первых заморозков.
  • Выращивая разные сорта салатов, у вас всегда будут на столе разнообразные по вкусовым и витаминным качествам блюда из полезной зелени.
  • В химический состав салата входит лучшая и большая часть таблицы Менделеева, это такие важные нашему организму элементы, как магний, железо, фосфор, калий, кальций, магний, цинк, хром, фолиевая кислота, а также бесчисленное множество витаминов. Основные из них С, B1, B2, B5, B6, PP, E, A и это не предел.
  • Горьковатый привкус у некоторых салатов, вызывает полезное вещество – алкалоид лактуцин, которое положительно воздействует на нервную и пищеварительную системы, нормализует давление, сон и обмен веществ.
  • Если вы решили сесть на диету, то полезная грядка является первым помощником в этом деле. Все салаты малокалорийны и являются диетическим продуктом. В них большое количество клетчатки и пищевых волокон, что способствует очищению организма подобно метле.

Кресс-салатв зелени витамины: С, Е, В, бета-каротинПолезно и красиво

Итак, что выбрать и посадить на нашу полезную грядку? Современные селекционеры вывели великое множество разнообразных сортов салатов. Я объединила их все в большие основные группы по несколько сортов.

В химический состав зелени входит лучшая и большая часть таблицы Менделеева

Топ 14 полезной зелени

1. Айсберг – салат с нежными, хрустящим листьями, нейтрального, очень свежего вкуса. Формирует неплотные кочанчики, диаметром 10-20 см. Высевается с интервалом в 2 недели весь сезон, начиная с периода, когда почва оттает на 4 см и последний раз в конце августа.

2. Латук листовой и кочанный – представлен очень большим количеством сортов с разной интенсивностью вкуса и горчинки. Растут в виде прикорневой розетки или рыхлого кочанчика. В грунт высаживаются или рассадой, или семенами в самые ранние сроки и весь теплый период каждые 1-2 недели подсеваются новые грядки.

3. Руккола – легендарное растение, признанная панацея от многих болезней, имеет пряный горчичный и слегка маслянистый вкус, особенно восхитителен в сопровождении к мясу или как дополнительная и пикантная нота в овощных и зеленых салатах. Высевается на грядке 4-5 раз за сезон, легко размножается самосевом.

4. Кресс-салат – салат-скороспелка, который готов отправиться на тарелку уже через 10-20 дней после всходов. Имеет приятный горьковато-пряный вкус. Высевается с интервалом 12-15 дней. Также прекрасно подходит для выращивания на подоконнике, добавляя уюта на кухне.

5. Радиччио – любимец всех итальянцев с фирменным горьким и пряным вкусом. Растет в виде плотного кочана бордово-красного цвета с толстыми контрастными прожилками белого цвета. В зависимости от сорта его сеют с начала мая до конца августа.

Полезная зелень

6. Ромен – еще одна «легенда» в кулинарии, ведь его листья – неотъемлемая часть салата Цезарь. Растет рыхлыми или сжатыми к центру розетками с толстой сочной центральной прожилкой, знаменит своей свежестью с легким ореховым привкусом. Высеивается каждые 3-4 недели.

7. Черемша – самая первая зелень, которая появляется на наших грядках, когда и лук, и чеснок только трогаются в рост. Имеет мягкий чесночный привкус и внешне напоминает кусты ландыша. Выращивается как многолетнее луковичное растение, обязательно в тени. Наиболее вкусны и полезны самые первые весенние листики.

8. Фенхель – получил у огородников имя – сладкий укроп. Внешний вид соответствует виду укропа, с большими розетками и силой роста. Является источником аскорбиновой кислоты, большого количества рутина, витаминов В, Е, К, А. Придает блюдам сладковатый анисовый привкус. В еде используются все части растения – ложная луковица, листья и семена. Сеется 1-3 раза за сезон.

Черемша

 9. Луки – еще одна многочисленная группа растений, представлена разными видами. Это лук репчатый, шалот, порей, батун, шнитт, слизун и многоярусный лук. Сюда же относят и чеснок. Это все многолетние растения, которые, выращивая на одной грядке, всегда придутся к столу к любым блюдам. Богатейший кладезь самых ценнейших витаминов и полезных элементов.

10. Щавель и шпинат – многолетние растения, растущие прикорневой розеткой из очень полезных листьев. Шпинату не безосновательно приписывают невероятные свойства, делающие человека здоровым и сильным. Имеют кисловатый вкус, щавель чуть интенсивнее, превосходное дополнение к зеленым салатам, первым блюдам, как основная начинка в равиоли и многое другое. Сеется один раз в год весной или под зиму, поскольку на второй год уходит в цветение и часто пропадает после зимы.

11. Сельдерей – растение, перечисление полезных свойств которого, достойно диссертации. Имеет узнаваемый “сельдерейный” вкус и аромат.  Для нашей грядки подходят два вида сельдерея – листовой и стеблевой, которые растут в виде невысокого куста или мощным растением с толстыми сочными прикорневыми черешками. Выращивается рассадным методам или прямым посевом в почву в конце апреля один раз в год.

Сельдерей

12. Петрушка – чрезвычайно полезное растение, которое переплевывает в пять раз лимон по содержанию витамина С и морковь по содержанию каротина. Незаменимое дополнение в летних салатах, добавляет ему домашний вкус. Сев проводят ежегодно ранней весной или перед первыми заморозками поздней осенью.

13. Огуречная трава – прекрасная замена огурцу, когда тот едва ли проклюнулся из земли, а в полезности идущий намного впереди него. Растет прикорневой розеткой шершавых листьев с огуречным свежим запахом и вкусом. Очень быстро начинает зацветать, поэтому посев проводят раз в 3-4 недели.

14. Мангольд – эффектное растение, которое неизменно становится украшением любой грядки. Это прикорневая розетка листьев на длинных, а главное, ярких – малиновых, белоснежных, желтых или оранжевых черешках. В пищу употребляют черешки и листья как шпинат. Главным образом способствует выведению нерастворимых солей из организма и улучшает иммунитет. Сеется как свекла — в апреле-мае, один раз за сезон.

Салатные грядки можно оформить не хуже красивого цветника. Любая зелень и салаты, как и цветы, имеют разную форму и окрас. Так что даже из простой грядки можно создать ландшафтные шедевры. Также полезную грядку дополнят пряные травы: укроп, тархун или эстрагон, базилик, кинза, чабрец, душица, майоран, базилик, мята, мелиса, тмин и многие другие.

Грядка в виде цветника

Чтобы грядка получилась:

  •  Полезная грядка закладывается поздней осенью, когда на нее можно посеять петрушку, щавель, шпинат и посадить чеснок. Ранней весной высевается весь выбранных заранее ассортимент салатов и растений.
  • Участок земли для этого перекапывается, удобряется только органическими удобрениями, ведь что мы заложим в грядку, то потом и получим в зелени, а как следствие и в свой организм.
  • Семена высеваются в параллельные грядки на глубину 1-3 см. После посева почва хорошенько сдабривается влагой в виде мелкого дождя из лейки или с помощью специальных установок.
  • Уход за любимой грядкой состоит в поливе, прополке и регулярном подсевании свежих семян новых растений. Чтобы семена лучше всходили в летний период, почву с только что высеянными семенами мульчируют по верху торфом, опилками нехвойных пород, кожурой семечек, измельченной корой или травой, собранной после покоса газона.

Зелень на подоконнике

Полезная грядка ценна своим разнообразием, доступностью и свежестью продуктов. Доказано, что зелень уже через пару часов после срезки теряет до 70 % полезных свойств и витаминов. Выращивать у себя на огороде или подоконнике такую полезную зелень доступно каждому, а витаминный запас организму гарантирован!

©  Greenmarket – Читайте также в блоге.

Ананасы, оливки, спаржа, клюква и арахис — эти продукты давно стали неотъемлемой частью нашего праздничного или просто обеденного стола, а в случае с клюквой — еще и полезного «лекарства» для поднятия иммунитета в зимний период. Но, возможно, многие не знают, как растут всем знакомые фрукты, овощи и орехи, поэтому ниже мы решили разобраться с этим вопросом.

Начнем с полезных овощей: так, например, выглядит брюссельская капуста на грядке, а справа — уже в «собранном виде».

Не менее полезная спаржа представляет собой многолетнее растение, которое произрастает из земли в виде массивного стебля.

Оливки — это плоды масленичного дерева, причем во всем мире существуют оливки черные — зрелые плоды оливкового дерева и зеленые оливки — недозревшие плоды оливкового дерева. У нас оливками называют плоды зеленого цвета, а черные оливки именуют маслинами. Кстати, такое разделение существует только в России.

Кто бы мог подумать, что артишок — в первую очередь эффектный фиолетовый цветок? Верхнее фото демонстрирует цветущее растение, а нижнее — продукт в процессе приготовления.

Способ появления некоторых видов орехов также может стать для многих открытием — например, на фото изображен кешью, точнее, неочищенный орех кешью прикреплен к красивому красному плоду снизу. Вот так растут эти вкусные орехи, весьма полезные для нашего здоровья.

еда вкусная и полезная что на грядке растет

А вот арахис, оказывается, произрастает в земле, и, между прочим, это вовсе не орех, хотя плоды арахиса, или земляного ореха, выглядят точь-в-точь как настоящие орехи: они покрыты твердой скорлупой, а их ядра — семена — тонкой кожицей. Своим вкусом они тоже напоминают орехи. Но орехами их все-таки считать нельзя, так как настоящие орехи обычно образуются на деревьях или кустарниках, в то время как арахис является однолетним травянистым растением. Плоды растения завязываются над землей, но, когда цветок увядает, его ножка начинает расти вниз и проникает в почву. В почве на глубине 8-10 см и созревают земляные орехи арахис.

Один из самых питательных фруктов — гранат — растет на небольших кустарниках высотой 5-6 метров.

Всем известно, что кокосы растут на пальме, но удивляет высота этого вида пальм — она достигает 27-30 метров!

Не сложно догадаться, что финики растут на финиковой пальме. Однако все же интересно посмотреть, как созревает этот всем знакомый сухофрукт.

Как ни странно, ананасы выращивают не на деревьях, а вот таким образом: ананас — это наземное растение с колючим стеблем и листьями. Весит один фрукт от 2 до 15 кг и внешне напоминает большую шишку.

еда вкусная и полезная что на грядке растет

Шафран — самая дорогая пряность в мире, которую делают из высушенных рыльцев фиолетового цветка крокуса. Для производства 30 граммов специй требуется около 75 000 цветков, урожай которых собирают преимущественно вручную.

Вот так, практически по пояс стоя в болоте, собирают ягоды полезнейшей клюквы, чтобы потом приготовить вкусный и питательный десерт или напиток.

Каперсы мы употребляем как соленый либо маринованный продукт. Появляются эти растения благодаря красивым белым цветочкам: на верхнем фото видны пока еще созревающие маленькие зеленые плоды.

Овощи являются наиболее ценной составляющей повседневного рациона человека, легко усваиваются, обладают низкой калорийностью и содержат достаточное количество питательных веществ, без которых невозможна здоровая жизнедеятельность организма.

Бобы. Являются лидером среди овощных культур по содержанию аминокислот и белка, по своей ценности не уступает белку мяса. Бобы содействуют формированию клеток и содержат вещество молибден, которое нейтрализует опасные консерванты. Кроме того, ликвидируют холестерин и понижают уровень сахара в крови, способствуют выведению из организма солей радиоактивных металлов, что особенно актуально для городских жителей. Калорийность бобов составляет всего 57 килокалорий на 100 граммов.

еда вкусная и полезная что на грядке растет

Баклажан. Родиной баклажана является Индия, где о его полезных свойствах было известно еще четыре тысячи лет назад. Баклажан − низкокалорийный продукт, в котором, помимо клетчатки, содержатся важные для организма минеральные вещества: калий, кальций, железо, натрий, магний и фосфор. Кроме того, он является источником антиоксиданта антоцианина, который необходим для поддержания работы мозга. Согласно мнению ученых, употребление баклажанов уменьшает риск возникновения инсульта и слабоумия.

еда вкусная и полезная что на грядке растет

Морковь. Славится высоким содержанием каротина − мощного источника витамина А. В составе также имеются витамины С, D, Е, В, микроэлементы (железо, магний, калий, кальций, марганец, йод, фосфор) и минералы. Морковь увеличивает уровень антиоксидантов в крови, укрепляет иммунную систему, приводит в норму обмен веществ, очищает кровь от шлаков и токсинов, защищает глаза от глаукомы и катаракты, увеличивает остроту зрения и противостоит развитию раковых заболеваний. Морковь полезна при атеросклерозе и гипертонии, благоприятно воздействует на сердце и сосуды. Отварная морковь по содержанию антиоксидантов на 34% полезнее сырой.

еда вкусная и полезная что на грядке растет

Кабачок. Популярный диетический продукт, который благотворно влияет на здоровье кожи и пищеварительную систему организма. В состав кабачка входят соли фосфора, кальция, калия и магния. Присутствуют витамины С, B1, B2, каротин и никотиновая кислота. Кабачок нормализует водно-солевой обмен, обладает мочегонным действием и способствует выводу из организма излишков воды и соли. Блюда, приготовленные из этого овоща, показаны при гепатите, гипертонии, желчнокаменной болезни, хроническом колите, пиелонефрите, атеросклерозе и хронических нефритах. Кабачковая «икра» необходима в рационе при мочекаменной болезни, подагре и нарушениях обмена веществ. Диетическое питание с повышенным содержанием кабачков рекомендуется в числе комплексных мер для восстановления организма после отравлений.

Репчатый лук. Употребляется в качестве добавки к различным блюдам, однако ценен и сам по себе. Лук богат витаминами А, В, С, магнием, фтором, серой и железом. Обладает бактерицидными свойствами, уничтожает бактерии и вирусы. Употребление репчатого лука в период респираторных эпидемий убережет от заражения либо облегчит протекание болезни. Сок лука улучшает обмен веществ и пищеварение, деликатно очищает организм. Женщинам лук показан в лечении заболеваний репродуктивной системы, а мужчинам – для увеличения потенции. Лук повышает иммунитет и заряжает энергией.

Чеснок. Обладает схожими с луком свойствами. Считается природным антибиотиком и отличным дезинфицирующим средством. Эффективен в борьбе с респираторными инфекциями, применяется для санирования полости рта. Улучшает пищеварение, угнетает деятельность бактерии хеликобактер, вызывающей гастрит и язву желудка, является противораковым и иммуностимулирующим средством. Многие избегают употребления чеснока ввиду его характерного аромата. Отличным решением этой проблемы являются «чесночные капсулы», которые можно приобрести в аптеке. Они представляют собой желатиновые шарики, внутри которых содержится чесночное масло. По своим свойствам капсулы ни в чем не уступают чесноку.

Брокколи. По полезным свойствам и питательной ценности брокколи держит «пальму первенства» среди других видов капусты. Витаминный состав этого овоща достаточно широк: витамины А, С, Е, К, U, витамины группы В, минералы (хром, медь, селен, железо, натрий, бор, калий, кальций, магний, йод, марганец, фосфор и сера). Интересно, что содержание витамина С в брокколи в 2,5 раза больше чем в цитрусовых, а по содержанию витамина U данная культура может сравниться только со спаржей. Благодаря указанному минерально-витаминному спектру, брокколи оказывает благоприятное воздействие на все системы организма человека: повышает иммунитет, усиливает сопротивляемость организма к возбудителям некоторых болезней, очищает кишечник от накоплений, шлаков и токсинов. Антиоксиданты, входящие в состав, выводят свободные радикалы, понижают уровень холестерина и омолаживают организм. Кроме того, брокколи считается натуральным препаратом против некоторых видов рака: прямой кишки, печени, легких, почек, простаты и кишечника. Но особенно эффективен этот вид капусты в отношении рака матки и груди, так как обладает свойством вывода из организма лишнего эстрогена.

Томаты. С точки зрения науки, помидоры классифицируются как ягоды, но мы привыкли называть их овощами. В томатах содержатся: клетчатка, глюкоза и фруктоза, витамины С, Е и группы В, пектин, каротин, фолиевая кислота и органические кислоты: лимонная, янтарная, яблочная, щавелевая и винная. Помимо этого, присутствует провитамин А − каротиноид, который является антиоксидантом. Спелые красные плоды зарекомендовали себя с положительной стороны в борьбе с лишним весом, онкологическими патологиями, заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Они полезны при нарушениях обмена веществ и солевого обмена, являются природным слабительным средством. Заявленные в томатах кислоты замедляют возрастные изменения организма. Чтобы ощутить пользу томатов, необходимо съедать не менее двадцати штук в неделю.

Тыква. Ароматная мякоть тыквы является кладезем витаминов: А, Е, С, T, F, D, PP и группы В. Содержит белки, клетчатку, микро- и макроэлементы − калий, магний, кальций, железо. Данные компоненты наделяют тыкву рядом полезных и лечебных свойств. Тыква помогает преодолеть бессонницу, усталость и беспричинную раздражительность, способствует укреплению сосудов и улучшает работу сердца, противостоит появлению ранних морщин и других признаков старения, помогает избавиться от прыщей, укрепляет волосы и ногтевые пластины. В составе тыквы имеется редкий витамин Т, который бесценен, если вы следите за своим весом. Он способствует усвояемости тяжелой пищи и препятствует ожирению.

Болгарский перец. Зеленые, желтые и красные сладкие перцы представляют собой «золотой фонд» минералов и витаминов. Медицина рекомендует включение в меню перца при ухудшении памяти, упадке сил, бессоннице, анемии, сахарном диабете и низком иммунитете. Сок болгарского перца рекомендуется употреблять для стимуляции роста волос и ногтей. Также он показан людям, желающим обрести стройность. Благодаря наличию в нем клетчатки и капсаицина (вещество, раздражающее стенки кишечника), перец стимулирует обменные процессы организма.

Свекла. Имеет уникальный спектр элементов. Питательные вещества данного овоща мало подвержены разрушению при термической обработке, что позволяет считать свеклу одним из наиболее здоровых диетических продуктов. Ввиду содержания фолиевой кислоты, ее употребление незаменимо для беременных женщин. Благодаря наличию липотропного вещества бетаина, свекла способствует урегулированию жирового обмена, что крайне важно при заболеваниях печени и ожирении. Свекла поможет побороть хронические запоры, так как усиливает перистальтику кишечника и нормализует обменные процессы. Благодаря содержанию йода, свекла полезна при болезнях щитовидки и необходима в рационе людей преклонного возраста, страдающих атеросклерозом и гипертонией.

Картофель. В наших широтах считается вторым хлебом. В картофеле содержатся: аскорбиновая кислота, четырнадцать из двадцати необходимых для полноценной работы организма аминокислот. В разваренном виде картофель полезен при заболеваниях желудка и кишечника. Благодаря содержанию солей калия, этот овощ поддерживает в норме обмен веществ, выводит избыток жидкости и поваренной соли. Однако стоит иметь в виду, калорийность картофеля в три раза выше, чем у большинства овощей, поэтому диетологи советуют ограничивать его потребление людем, склонным к полноте. При варке картофеля очень важно использовать небольшое количество воды, так как витамины и минеральные соли, которыми богат этот плод, имеют свойство «переходить» в воду.

Употребляя от пяти до девяти разновидностей овощей в день, вы урегулируете обменные процессы, повысите иммунитет и сможете забыть о большинстве известных медицине болезнях.