Индонезийские маски из дерева значение и полезные свойства

Индонезия расположена между Индией и Тихим океаном, это страна, полная богатой культуры и красоты, и является самой близкой страной для Австралии и популярным местом отдыха для австралийских туристов. Индонезия полна достопримечательностей, которые делают ее уникальной по-своему, но маски показывают блеск страны во всей полноте.

Всюду по Индонезии вы найдете все виды масок, некоторые из них используются и носят на похоронах, некоторые используют в ритуалах посвящения, а некоторые при изгнании злых духов. 

Индонезийские маски представлены в самых разных формах. Цель этих масок — отпугнуть злых духов, связать их с предками, вылечить болезнь и предотвратить стихийные бедствия, такие как наводнения, голод и засуха. 

Они были в индонезийской культуре в течение тысяч лет. Теперь маски часто используются для различных религиозных целей в таких религиях, как индуизм, буддизм, ислам и христианство.

Существуют различные формы этих масок в разных частях Индонезии. Каждый тип масок имеет уникальное значение. Например, в Java, месте в Индонезии, цвет черт лица меняется в зависимости от того, что означает, что маска должна передавать: красный означает храбрость, белый показывает святость или чистоту, зеленый для обеспечения плодородия или вечной жизни, а другие цвета определить труднее.

В современности маски используются для декоративных целей или используются для обозначения религиозных / культурных убеждений семей. В некоторых частях Индонезии, таких как Бали и Ява, деревянные маски «Тупенг» используются в театральных спектаклях под названием «Вайанг Вонг». Эти спектакли ведут происхождение из марионеточных пьес театра теней в 18 веке. Спектакли использовались не только для развлечения зрителей, но и для использования в качестве защиты от бедствий.

Как сделаны маски? Маски сделаны путем вырезания из доски мягкой древесины резьбовым ножом. После того, как сформирована маска, рисунки и дизайн маски делают с помощью долота. Затем маску окрашивают и украшают. Некоторые маски окрашены краской и гуашью. Часто маски украшают полудрагоценными камнями.

Сегодня в театре используются несколько племенных и служебных масок. Народ Бали и Индонезии выполняет множество традиционных танцев. Самый популярный танец с туристами — история Баронга и Рангды, в которой рассказывается о битве между добром и злом. Баронг — странное существо, часть мохнатой собаки, часть лев, и имеет тело лошади и является символом всего хорошего. Баронг носит красиво вырезанную деревянную маску, ярко окрашенную в красный, белый, черный и золотой. Он увенчан короной, проходящей наружу по бокам головы. Рангда — вдова-ведьма и королева смерти и пожиратель детей. Она практикует силы черной магии и представляет все зло. Ее маска темная, и у нее красный и золотой язык огня.

Танец Topeng появился в 15 веке на Бали и Яве, слово topeng — это индонезийское слово «маска». Это происходило из племенных танцев, проводимых в честь предков. В начале танцоры будут носить маски, играя роли посланников богов, а повторяющаяся тема — природа и предки.

Позже темы стали более широкими, и идеи были взяты из индуистской религии и образных историй. Cirebon расположен в Западной провинции Ява, и, как и в большинстве городов Индонезии, в нем также есть танец Топенг. Танец западной маски Java пришёл от волшебной церемонии, проведенной в честь предков, этот танец должен был дать благословение бабушкам и дедушкам, возвращающимся на многие поколения.

Танец сопровождается традиционной музыкой и инструментами. Танцы маски рассказывают истории, о которых наиболее популярна история Кэнчаны Вунгу, королева, которая убежала. Маска в этой истории действительно показывает нам персонажи персонажей и дает зрителям еще одну перспективу. Танцевальная маска Cirebon Hudoq — это благодарение, дающее фестиваль в восточной провинции Калиманта в Индонезии. Хадок на языке Дайака Бахау, Хадок означает маску. В этих масляных танцах худоки носят, чтобы символизировать различные разрушающие растение вредители, такие как львы, крысы и коровы. Как и большинство масок танцев, он рассказывает истории, танец Hudoq рассказывает историю людей, преследующих вредителей. Маски танцуют, чтобы отправиться в деревни, они танцуют и являются символом молитвы, так что они могут получить хорошие урожаи, которые будут расти. В танце hudoq используется деревянная маска, украшенная перьями-hornbill сверху, которая показывает, что это маска зверя, и тело танцора покрыто курткой из бананового листа, как покрытие. Этот танец — это не только форма развлечения, но и набирает силу для преодоления проблем с вредителями, хорошей плодородия почвы и хорошего урожая.

В галерее «Афроарт» вы можете купить индонезийскую маску, которые представлены широким ассортиментом. 

Продукция производится из тропической древесины трех сортов.

1.Сорт это так называемое “Суарвуд” или тропический дуб из него делается более дорогая продукция и резьба. Древесина обладает повышенной плотностью и как следствие этого продукция из этой древесины имеет больший вес. Изделия смотрятся более дорогими и эксклюзивными. Цвета изделий: Коричневый, темно коричневый и светлый. В редких случаях покрывают краской.

2. и 3-ий виды древесины это “ДЖАПАНИС ВУД Japanisewood” и ”ТРОПИЧЕСКАЯ АКАЦИЯ”. Из них делаются остальные изделия. Древесина очень легкая, пористая. Изделия покрывают лако — красочным покрытием. Стоимость продукции гораздо дешевле, чем изготовленной из “Суарвуд”. Примеры продукции: Маски, Большие крашеные фигуры, Асматы и мн. др.

Так же существует много других видов древесины. Но они гораздо реже используются при производстве. Поэтому мы их рассматривать не будем.

ОПИСАНИЕ и ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СУВЕНИРОВ.

АИСТ. На Востоке — считается популярной статуя аиста. Она приносит счастье и долголетие семьи в вашем доме. В христианской иконографии аисты символизирует чистоту, благочестие и воскрешение.

Фигурка — АФРИКАНЕЦ. Является оберегом для дома.

Приносит достаток, богатство и духовную силу.

Большой выпуклый живот (чрево) – символ процветания, обеспеченности;

Пуп – источник жизни, концентрации психической энергии;

Женская фигура – олицетворение плодородия и материнской любви.

БАБОЧКА Бабочка- эмблема развлечений и знак влюбленных.

Пара бабочек символизирует супружеское счастье.

БАРАБАН – ДУАДА Ритуальный музыкальный инструмент. Сделан местными мастерами-ремесленниками из священного дерева Биджессар. Барабан может быть украшен клыками львов. Его можно использовать для медитации и релаксации, а также, постукивая по нему, очищается аура вокруг играющего. Также можно использовать для украшения интерьера помещения и придания ему определенного стиля.

Божества

ХАНУМАН Является божеством силы, жизнелюбия и энергии. Он высоко почитается солдатами, спортсменами и всеми, кто молится о силе тела и ума.

ХАНУМАН – ВОЖАК ОБЕЗЬЯНЕЙ АРМИИ РАМЫ.

ОН ИЗВЕСТЕН КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ВЕРНОСТИ. ОН ЯВЛЯЕТСЯ БОЖЕСТВОМ СИЛЫ, ЖИЗНЕЛЮБИЯ И ЭНЕРГИИ.

Покровитель спортсменов, а также считается, что он хранитель здоровья и благополучия своего хозяина.

ДУРГА Тех, кто поет ей хвалы, обходят стороной горе и нужда.

К ней обращаются в лице всех женских божеств, она не только богиня Дурга, воюющая с демонами, но и Манаса, которая охраняет от змеиных укусов, Рати, управляющая любовью и сексуальной страстью и Шасти, богиня деторождения и защитница детей.

КРИШНА Будучи Кришной, он уничтожал злых, защищал правых и установил порядок.

По природе своей прежде всего защитник, избавитель. Во многих книгах Кришна описывается, как воитель и политик, мужественный в отношении с врагами. Во время управления Кришной на Земле установился порядок, он уничтожал злых и защищал правых.

В связи с описанием его деяний сделан вывод, что Кришна оберегает и защищает добро.

БУДДА БУДДА ПРЕДСТАВЛЕН КАК АВАТАРА, ЧТОБЫ НИСПРОВЕРГНУТЬ ВРАЖДЕБНУЮ СИЛУ. БУДДА БЫЛ НЕ ОБЫЧНОЙ АВАТАРОЙ ВИШНУ, РЕИНКАРНИРОВАННЫЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УНИЧТОЖИТЬ ЗЛО. БУДДА ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ И ЩЕДРЫЙ БОГ ЕГО РАССМАТРИВАЮТ КАК СПАСИТЕЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

ХОТЕЙ Хотей- не просто улыбчивый толстяк. Это один из семи богов счастья. Чтобы исполнить заветное желание, нужно триста раз погладить Хотея по животику, повторяя про себя задуманное. А если хочется финансовых успехов, положи на фигурку монету.

ХОТЕЙ С ДЕТЬМИ. ОДНО ИЗ САМЫХ БЛАГОПРИЯТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ХОТЕЯ, КОТОРОЕ ОБЕРЕГАЕТ И ХРАНИТ ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ СПОСОБСТВУЕТ ИХ РОЖДЕНИЮ. ОН ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ В СЕМЬЮ.

ДВЕ ЖАБЫ ОБОЗНАЧАЮТ ДУХОВНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ БОГАТСТВО, ВЫТЕКАЮЩЕЕ ОДНО ИЗ ДРУГОГО.

В ТАКОЙ СИСТЕМЕ СИМВОЛОВ ОНИ ВЫРАЖАЮТ НЕРАЗРЫВНОСТЬ МАТЕРИИ И ДУХА.

ДЕРЕВО Высший природный символ динамического роста, сезонного умирания и регенерации. В различных культах многие деревья считались священными или магическими. По мере развития мифологии идея о могучем дереве, которое образует центральную ось потока божественной энергии, связывающего сверхъестественный и естественный миры, превратилась в символический образ дерева жизни или Космического Дерева. Корни его погружены в воды загробного мира, и, проходя через землю, оно достигает небес. Дерево жизни часто становиться метафорой для сотворения мира. С помощью Дерева Жизни человечество поднимается от низшего уровня развития к духовному просветлению, спасению или освобождению из круга бытия.

По самой своей форме дерево – символ развития, его ветви, представляющие разнообразие, отходя от ствола, что является символом единства. Дерево- символ развития, разнообразия, символ единства. В Даосизме- символ чистой жизни. В народных суевериях его отростки имели защитную силу.

ЖИРАФ. Символ почетности, стройности, величия, красоты и грации.

На Востоке, преподнося жирафа в качестве подарка, выражают тем самым признательность и уважение к человеку, и доказываете истинность вашего чувства. Все это объясняется тем, что жираф животное неприсущее Востоку.

Жук Жук на грецком орехе – доброжелательный символ. Если путник на дороге встречал жука, к нему приходили удача и счастье.

ЛЕВ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ БЛАГОРОДСТВА, ГАРМОНИИ, ЦАРСТВЕННОСТИ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА. ЛЕВ ГРАЦИОЗЕН, ЛОВОК И ИЗЯЩЕН.

ЛИНГАМ МУЖСКАЯ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ СИЛА ПРИРОДЫ, СИМВОЛ МУЖСКОГО НАЧАЛА, СВЯЗЬ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ. ЖИВОТВОРЯЩАЯ СИЛА, ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, СОЛНЕЧНЫЙ, АКТИВНЫЙ СИМВОЛ ПРИНОСЯЩИЙ УДАЧУ.

ЛОВУШКА СНОВ

ОНА ИЗГОТОВЛЕНА ИЗ КУСТАРНИКА «ЛОКТА» ПО СТАРИННОМУ ТИБЕТСКОМУ РЕЦЕПТУ И БАМБУКА С ОСТРОВА БАЛИ.

СНЫ ПРОХОДЯТ СКВОЗЬ ПАУТИНКУ, ФИЛЬТРУЮТСЯ, И ПО ПЕРЫШКАМ НЕЖНО ОПУСКАЮТСЯ ХОРОШИЕ, БЕЗЗАБОТНЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ СНЫ.

Присмотритесь – ведь это паутина! Пролетая над человеком, сны, попадают в ловушку над изголовьем. Плохие сны, запутываются, хорошие спускаются по перышкам как по водостоку. В общем, ловушки снов, универсальное средство для получения счастливых беззаботных снов.

ЛЯГУШКА. Символ духовного и материального богатства, развития и плодородия.

А также удача для путешественников.

МАНДАЛА На санскрите – древнем языке Индии, мандала — означает «круг», «колесо», «диск». М. Элиаде рассматривает мандалу как образ мира. Также обозначает десять разделов Вед. Принесена в Тибет из Индии в VIII (18) веке гуру Падмасамбхавой. Падмасамбхава — основатель тибетского тантризма, нуждавшийся в божественной помощи, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы и совершало то, ради чего оно призывалось. Наиболее сложные и инспирирующие формы ее разработаны в Тибете и Индии. Комбинация форм в мандале может производить эффект, ведущий к откровению. Визуальное выражение ритуальной геометрической диаграммы, соответствующее мантрам — форме магии. В мандале фиксируется состояние создателя мандалы, индивидуальное выражение ее традиционной идеи. Она строго индивидуальна – является выражением психического состояния творца.

По своей природе должна преодолевать беспорядок.

По форме совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы, мифическим Золотым цветком. Геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. Хотя буддийская мандала известна в основном как пособие в медитативной практике, в древности она, как в буддизме так и в индуизме, была также символом инициации, ориентировала верующих на священны места.

Сложное медитативное изображение, используемое в ритуальной практике буддизма Махаяны. В отличие от янтры, мандала состоит из сложных узоров и различных иконографических изображений. Янтра – сложная композиция из геометрических фигур, используемая для медитаций. Основная фигура мандалы – круг, в который вписан квадрат, иногда разделенный на четыре треугольника. Соответствует фигурам, таким как годовой круг, лабиринт или циферблат. Квадрат, вписанный в круг, ориентирован по сторонам света и раскрашен в соответствующие цвета (север – зеленый, восток – белый, юг – желтый, запад – красный, центр – голубой; но возможны и другие варианты). Они соответствуют пяти элементам человеческой личности и пяти Буддам ваджраяны – Вайрочане («Блестящий») Ахшобхье («Непоколебимый»), Ратнасамбхаве («Матка Бриллианта»), Амитабхе («Бесконечный свет») и Амогхасидхи («Безошибочное постижение»). Посредине каждой из сторон квадрата находятся Т- образные «ворота». В квадрат обычно вписан восьмилепистковый лотос, символизирующий женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала, или изображается предмет почитания – божество, его атрибут или символ. Чаще всего это Будда Амитабха или Ваджрасаттва, или предметы связанные с ними, в частности популярно изображение ваджры. Ваджра – ритуальный

МАСКА Маска является оберегом для дома, отгоняет злых духов.

Перламутр- символ любви и преданности.

Ящерица- символ огня, способствует началу каких- либо дел.

Маска с прикрытыми глазами – закрывает глаза на шалости своего хозяина.

МАСКА ЛОМБОК Маска является символом владельца от любых неприятностей. Защиты

и охраны дома от проникновения в него злых духов. Она обладает свойством

притягивать только положительные эмоции и оберегает владельца

от любых неприятностей.

ДАЙКОКУ и ЭБИСУ Обозначают счастье и удачу, идущие рука – об – руку.

Два бога счастья: Дайкоку изображается с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается счастье, здоровье и любовь, а мешок с волшебным рисом, который он держит в руке, символизирует богатство и достаток.

Эбису изображается с волшебной рыбой Тай – символом удачи.

ФИГУРКА МУДРЕЦА Своим присутствием изгоняет злых духов, приносит в дом уют. Он защищает владельцев и обитателей, беря на себя и уводя от них несчастья.

ЧЕРЕПАХА Черепаха — символизирует силу, терпение, выносливость, постоянство, плодородие и долголетие.Черепаха во многих культурах, особенно в Китае, — древнейший, окруженный особым почтением символ космического порядка. В Индии особенно подчеркивали присущий черепахе символизм стабильности, который выражался в представлении, что слон удерживает мир, стоя на огромной космической черепахе. В Африке черепахи также считаются защитным талисманом, по причине того, что они очень распространены как домашние животные. Западный символизм черепахи менее разнообразен. В алхимии черепаха символизирует материю в начале процесса преобразования.

ШАРЫ ЗДОРОВЬЯ. Шары бывают нескольких размеров и видов: маленькие, большие и средние, просто латунные или эмалированные, с драконами … Главное, подобрать подходящую ладошку. Недели тренировок по 10 минут день будет вполне достаточно, чтобы научиться вращать шары против или по часовой стрелки так, чтобы они не касались друг друга. Но дело не совсем в этом. Китайские шары снимают умственное переутомление, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, стимулируют память, внимание и даже артериальное давление.Шары являются предметом индивидуального пользования и фантастическим подарком для тех, кто любит прислушиваться к своим ощущениям.

СОВА. ЭМБЛЕМА ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ И КНИЖНОЙ ЭРУДИЦИИ, СИМВОЛ

МУДРОСТИ, ЕЙ ПРИПИСЫВАЮТ ДАР ПРОРОЧЕСТВА.

Считается символом Санкт-Петербурга !!!

ЭТНИЧЕСКИЕ АФРИКАНСКИЕ ФИГУРКИ ПОДОЙДУТ ПО ВКУСУ ЛЮДЯМ, С НЕСТАНДАРТНЫМ МЫШЛЕНИЕМ, ЧУВСТВОМ СТИЛЯ И УТОНЧЕННЫМ ВОСПРИЯТИЕМ. ОНИ ОРИГИНАЛЬНО ВПИСЫВАЮТСЯ В ИНТЕРЬЕР, АККУМУЛИРУЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ЭНЕРГЕТИКУ. С ДАВНИХ ВРЕМЕН ИСПОЛЬЗОВА-ЛИСЬ КАК ОБЕРЕГИ.

ЯЙЦО Символ происхождения, бытия, универсальный символ тайны сотворения мира.

В фольклоре всего мира яйцо– добрый знак, символизирующий удачу, единство, целостность и здоровье.

РЫБА Позитивный символ связанный с плодородием, сексуальной гармонии.

В индуистской мифологии рыбы считаются созданиями, которые обладают абсолютной свободой.

В Китае рыба – эмблема изобилия и удачи.

А золотая или желтая рыбка приносит финансовое благополучие.

Символ любви ,связанный с плодородием и сексуальной гармонией, охраняет и поддерживает отношения между любящими людьми.

Вам всегда будет сопутствовать удача и счастье с этим символом

МУДРЕЦ племени “АСМАТ” ПЛЕМЯ АСМАТ

В ПЕРЕВОДЕ «ЛЕСНОЙ ЧЕЛОВЕК»

ОБИТАЕТ ПЛЕМЯ НА ИНДОНЕЗИЙСКОМ ОСТРОВЕ ЯВА.

ЯВЛЯЕТСЯ ВЫМИРАЮЩИМ ПЛЕМЕНЕМ. ПЛЕМЯ ЗАНИМАЕТСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ИЗ ДЕРЕВА СТАТУЭТОК ИЗОБРАЖАЮЩИХ ПРЕДКОВ, КОТОРЫМ ОНИ ПОКЛОНЯЮТСЯ, КАК БОГАМ. ПРИМИТИВ »МАМА», СИМВОЛИЗИРУЕТ ПЛОДОРОДИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ, ДАЮЩУЮ ЖИЗНЬ, ЗАЩИТНИЦУ И КОРМИЛИЦУ.

ПАВЛИН. ПАВЛИН на Востоке символ исполнения желания.

Говорят, что если очень чего-то хочешь, посмотри на раскрытый хвост ПАВЛИНА и желание твое исполниться.

СЛОН. Самое мудрое животное Индии. С опущенным вниз хоботом — символ защиты от бедствий и стихий, защиты и здоровья. С поднятым вверх хоботом — символ счастья, удачи и благополучия в семье.

СОЛОВЬИ СИМВОЛ ЛЮБВИ, СЧАСТЬЯ, ПРЕДАННОСТИ И

ВЕРНОСТИ. В ИНДУИЗМЕ ОНИ СИМВОЛИЗИРУЮТ ЛЮБОВЬ БОГОВ, ПОСЛАВШИХ ЭЛЕКСИР БЕССМЕРТИЯ.

ЦАПЛЯ. Является символом утреннего солнца, возрождения (подобие Феникса).

Несёт хорошее предзнаменование, служит аллегорией для верующих, как возвышение над жизненными ненастьями.

ШКАТУЛКА. За очевидной женской символикой этих предметов лежит еще один слой понимания: шкатулка – символ сюрприза, загадочного, пугающего и манящего.

  • Индонезия 46
    • Панно настенное ГЕККОН 17
    • Асматы 5
    • Музыкальные инструменты 7
    • Фигуры и статуэтки из дерева 6
    • Панно резное 10
    • Маски 1
  • Народные промыслы России 45
    • Домовые 9
    • Хохлома 21
    • Матрешки 15
  • Фигурки из полистоуна 429
    • Коллекция W. STRATFORD 167
      • Кухня народов мира 11
      • Профессии и хобби 133
      • Авто коллекция 6
      • Спорт 17
    • Коллекция VERONESE 240
      • Ангелы 27
      • Красота тела 44
      • Венецианские маски 11
      • Мифология 104
      • Спорт 6
      • Китайские воины 21
      • Дикий запад 21
      • Знаменитости 5
      • Фэнтези 1
    • FORCHINO 22
  • Сувениры Swarovski
  • Изделия из бронзы 4
  • Вазы
  • Настольные игры 3
  • Интерьер 6
    • Мебель 6
    • Глобусы
  • WUTCHKA(Германия) 18
  • Фарфор и керамика 61
    • AHURA — Italy 30
    • Sabadin Vittorio 31
    • Pavone
  • Парфюмерия 61
    • Loris Azzaro 3
    • Agent provocateur 3
    • Alexandre. J 6
    • Amouage 5
    • Аngel Schlesser 5
    • Antonio Banderas 9
    • Armand Basi 5
    • Giorgio Armani 7
    • Atelier cologne 4
    • Asgharali 4
    • Baldessarini 6
    • Bvlgari 4

С недавнего времени вошла в моду привычка украшать домашние интерьеры масками: их привозят из экзотических путешествий, покупают в магазинах. Воспринимая маски как символ костюмированных маскарадов, к ним не относятся достаточно серьезно. Те, кто выбирают этнический стиль в дизайне помещения, отдают предпочтение так называемому африканскому самобытному искусству, не задумываясь над тем, что маски – это не просто обычное убранство для стен. А многие приобретают внешне понравившуюся вещицу, считая ее защищающим духом для жилища, ничего не зная о ее значении.

Доступ к потустороннему

Появившаяся еще в древности африканская маска играла чрезвычайно важную роль в мистических обрядах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу. Резное произведение искусства всегда представляло собой оккультный предмет, открывающий доступ к невидимому миру мертвых. В африканских племенах маски использовались, чтобы соединить между собой жизнь и смерть, они становились своеобразным ключом, открывающим дверь в потустороннее.

Основное значение – защита

Магический тотемный предмет имеет свой смысл и несет определенную информацию о культурных, религиозных традициях. Каждое племя было уверено в существовании параллельных миров, а духи делились на дружелюбных и враждебно настроенных. Те, кто хотел навредить, тщательно наблюдали за каждым из племени, пытаясь наслать болезни и несчастья. И тут на помощь приходила африканская маска, значение которой для ее создателя было одно – защита от темных сил путм их обмана. Считалось, что, если духи не видят лица, то и не могут причинить никакого вреда, и житель племени был под охраной тотемной вещи. Однако не все могли так защищаться от духов: маски, ставшие неизменным атрибутом власти, носили только посвященные и знатные мужчины, что только укрепляло их авторитет.

Разнообразие видов масок

Африканская маска была разных видов, чаше всего в ней присутствовали отверстия для глаз, намного реже делалась прорезь для рта. Держалась конструкция на шнурках, иногда участвующие в ритуальных обрядах придерживали ее зубами за внутренний стержень из дерева. Встречались такие маски, которые носились на лбу или надевались, как шлем до плеч, соответственно, их вес и размер разнились.

Применяемая в ритуалах африканская маска из дерева различных пород и изображающая животных была признана исследователями африканской культуры самой древней. Позднее ее уже делали странных геометрических форм, с чертами, напоминающими человеческие. Дерево щедро пропитывали маслом, чтобы маска не гнила, и долго ее полировали до блеска. На поверхность наносили яркие растительные краски, а для выразительности и устрашающего эффекта добавляли кожаные или металлические предметы, украшали пестрыми перьями и бусами.

Эволюция: от примитивного к реалистичному

С течением времени африканская маска эволюционировала, ее вырезали как воплощение духа, помогающего в различных областях. Надеваемая на лицо конструкция символизировала носителя силы, богатства, плодородия, с ее помощью вызывали дожди в засушливую погоду, просили о помощи в охоте. Для усиления выразительной функции и большего сходства с натурой даже вставляли настоящие зубы и клеили волосы. От упрощенных и грубых, словно вырубленных, изображений переходили к передаче талантливой реалистичности натуры. Маски могли нести отличающие племенные признаки в виде татуировок, орнаментов или причесок. А изображения вождей характеризовались явным портретным сходством.

Африканская маска избавлялась и от застывшего выражения, она стала воспроизводить целую гамму чувств – слезы, смех, иронию, угрозу. Отталкивающий злобный вид предполагал строгий запрет на пристальное рассмотрение изображения. Такие маски использовались в страшных ритуалах жертвоприношения, когда даже вскользь брошенный взгляд мог стоить жизни непосвященному в ритуал.

Не спешить с покупкой

Не стоит относиться к вырезанным маскам, как к свидетельству примитивной культуры африканцев, и приносить в дом столь яркое проявление их творчества. Причудливые образы, рождающиеся в руках мастеров, не всегда принесут счастье и удачу в жилище. Специалисты рекомендуют предварительно узнать значение масок, а затем принимать решение о покупке.

А вот африканская маска своими руками из папье-маше не навредит, она станет предметом гордости и передаст внутренний мир самого творца. Стилизованная яркая поделка – оригинальное украшение любого дома, которое не навлечет беды.