Исследовательская работа компьютерные игры вред или польза

Сегодня представить нашу жизнь без Интернета сложно, настолько прочно он вошел в нашу жизнь. Использование компьютерных игр  позволяет: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить  закономерности. В то же время я узнал и  о вредном воздействии таких игр. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений, ограничений по возрасту.
ен всем. В него играют как взрослые спортсмены, так юные. Играют в него как на закрытых спортивных площадках, так и в специальных крытых помещениях. С каждым годом в Большой теннис, приходит все больше любителей этой увлекательной игры.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Санаторная школа — интернат р.п. Межевой

Исследовательская работа

на тему

«Вред и польза компьютерных игр»

Работу выполнил:

Ф.И.О. Зарифуллин Альмир

ученик 3 класса

Руководитель:

Цыплухина Инна Викторовна

2016г

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………

  2. Классификация компьютерных игр………………………………

  3. Положительное влияние компьютерных игр на детей………..

  4. Отрицательное влияние компьютерных игр на детей…………

  5. Компьютерная зависимость………………………………………..

  6. Организация рабочего места за компьютером…………………..

  7. Заключение……………………………………………………………

  8. Литература……………………………………………………………

  9. Приложения ………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день компьютеры, планшеты имеются, практически у каждого. В связи с этим изменилось и досуг детей и подростков, так как компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD, приставки, музыкального центра, книги. И сегодняшнюю жизнь сложно представить без этой умной машины.

Актуальность данной темы, думаю не вызывает ни у кого сомнения. Компьютер стал частью нашей жизни, захватывая влиянием не только взрослых и детей. Они поменяли мир и возможности людей.

Мне самому нравится играть в компьютерные игры, они, ничуть, не уступают другим видам развлечения, к тому же компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Когда, я начинаю играть в компьютерные игры, очень часто слышу от взрослых, что компьютерные игры вредны, плохо влияют на психику, падает зрение, портиться осанка ит.д. Но я не хотел верить, ведь компьютерные игры это круто, это другой виртуальный мир, где хозяин ситуаций — ты, а когда, я играю в игры, у меня поднимается настроение, время летит очень быстро.

Поэтому, я решил провести исследование и выяснить о вреде и пользе компьютерных игр (приложение 1). Чего же в них больше — пользы или вреда?

Гипотеза: компьютерные игры наносят вред здоровью.

Цель моей работы: выявить положительные и отрицательные стороны использования компьютера и ответить на главный вопрос: играть в компьютерные игры — это хорошо или плохо?

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

— познакомиться с классификацией компьютерных игр;

— узнать, какую пользу и какой вред несут для детей компьютерные игры.

— узнать, как правильно организовать рабочее место за компьютером, какие правила безопасного поведения должны соблюдаться.

У меня возникло два предположения:

1. Предположим: играть в компьютерные игры — это плохо, т.к. вредит здоровью детей.

2. Возможно, играть в компьютерные игры — это хорошо, т.к. игра развивает детей.

Объектом исследования является процесс использования компьютера. Предметом данного исследования являются компьютерные игры, и влияние их на школьников.

Продукт исследования: информационный буклет с рекомендациями. Результат работы: Оповещение одноклассников и родителей о результатах исследований. Создание буклета с информацией о пользе и вреде компьютерных игр.

2 Классификация компьютерных игр.

Компьютерная игра — это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре или сама выступающая в качестве партнёра. Тот, кто играет в компьютерные игры, называется — геймером. Изучая классификацию игр из сети Интернет я узнал, что мир компьютерных игр широк и разнообразен. Компьютерные игры классифицируют по жанрам: • Аркады — игры, в которых всё зависит от ловкости и быстроты реакции игрока. Аркады могут быть различных направлении. Например, аркады стрелялки, или аркады гонки и т.д. • Стратегии — игры, где игрок выступает в роли человека, наделённого властью. И залогом достижения победы является планирование и стратегическое мышление.В военных стратегиях игрок выступает в роли генерала, правителя военных баз и тренировкой войск и должен победить врагов на поле боя; • Квесты (англ. Quest — поиск) — игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки; • Экшен- это жанр компьютерных и видео игр, где игроку нужно скрытно перемещаться и тихо убивать врагов, всячески маскироваться и стараться не обнаружить себя;• Приключения — игры, это захватывающие событие или путешествие, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета. Игры, которые могут сочетать в себе сразу несколько жанров — бродилки, квесты, стратегии и другие.; • Головоломки — электронные варианты различных головоломок, одним словом, игры, в которых необходимо как следует напрячь мозги; • Образовательные — игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс; • Тренажеры — разного рода гонки, военные и космические игры. В них игрок как бы сидит в кабине техники с экранами, рычагами и кнопками. Перед глазами игрока, находятся различные индикаторы, рычаги, руль, штурвал. Ощущения от таких тренажеров близки к тем, что имеют место в реальной жизни. Например, геймер чувствует, как заносит машину, если он отвлечется от управления; • Логические. Прекрасный способ провести несколько свободных минут, не покидая рабочего места (головоломки, шахматы, карточные игры). (Приложения 4-9)

Таким образом, я сделал вывод, что с каждым годом качество компьютерных игр улучшается и появляется их огромный выбор. Из всего разнообразия не трудно выбрать подходящие, главное не забывать, что в реальной жизни куда больше интересней.

3 Положительное влияние компьютерных игр на детей.

Какое влияние на детей оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред? Чтобы ответить на этот вопрос я изучил литературу, поискал информацию в интерне. Компьютерные игры имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Самая простая компьютерная игра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, усидчивость, настойчивость. Зарубежные специалисты считают, что разумная игровая практика способствует развитию познавательных способностей детей. Многие стратегические игры позволяют получить навыки управления ресурсами в стрессовых ситуациях. Современные онлайновые игры, например «стрелялки», воспитывают командный дух. Участники одной такой команды, как правило, хорошо знают друг друга, общаясь не только в виртуальном пространстве. Сам характер игр — постоянное преодоление препятствий делает геймера более целеустремленным и жизнестойким. Компьютерные игры учат логическому мышлению, реакции, глазомеру и координации движений. Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть. Все дети разные. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим — активные, динамические. Родителям надо знать своего ребенка или ученика и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать.

4 Отрицательное влияние компьютерных игр на детей.

В чём же вред компьютерных игр? Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором. Можно выделить несколько вредных факторов: — сидячее положение в течение длительного времениможет привести к искривлению позвоночника; — воздействие электромагнитного излучения монитора; — болезнь глаз; — травма кистей рук; — стресс, бессонница; — компьютерная зависимость. Ребенок, увлеченный играми, становится раздраженным, перестает общаться со сверстниками,у него нарушается режим сна, ухудшается состояние здоровья. Некоторые игры порождают жестокость. Результаты изучения положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на детей я обобщил в следующей таблице (Приложение 2)

Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер — это всего-навсего машина. Им вполне можно управлять. Но если делать это неграмотно — вот тогда он может оказаться вредным для здоровья.

5 Компьютерная зависимость

это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Она наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков.

Признаком компьютерной зависимости является сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

Существует три стадии зависимости от компьютера:

Первая стадия — интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.

Даже непродолжительное время без компьютера сопровождается плохим, подавленным настроением, раздражением, когда и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но

и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной

степени — нарушение психики.

Признаки зависимости

  • — Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

  • — Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

  • — Прогулял школу, так как сидел за компьютером.

  • — Приходит домой, и сразу к компьютеру.

  • — Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

  • — Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем

  • заняться, если компьютер сломался.

  • — Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за

  • компьютером.

6 Организация рабочего места за компьютером.

В результате исследований специалистами были разработаны основные требования о правильной организации рабочего места за компьютером. (Приложение 11). При изучении литературы они были обобщены в следующие пункты:

1. Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, уровень глаз пользователя должен приходиться на середину или верхнюю треть экрана. На экран следует смотреть сверху вниз, а не наоборот.

исследовательская работа компьютерные игры вред или польза

Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы или корпуса тела.

исследовательская работа компьютерные игры вред или польза

исследовательская работа компьютерные игры вред или польза

2. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше

исследовательская работа компьютерные игры вред или польза

Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного в перед.

3. Соблюдать режим работы и отдыха

Время от времени необходимо переводить взгляд на посторонние предметы, находящиеся в комнате, а через каждые полчаса делать перерыв на 10-15 минут. Непрерывность работы за компьютером должна не превышать:

для учащихся 1 классов (6 лет) — 10 минут;

для учащихся 2-5 классов — 15 минут;

для учащихся 6-7 классов — 20 минут;

для учащихся 8-9 классов — 25 минут;

для учащихся 10-11 классов — 30 минут (на первом часу) и 20 минут (на втором часу занятий);

7. Специальная гимнастика (Приложение 10)

Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз.

Нужно встать у окна, посмотреть вдаль, а затем быстро сконцентрировать взгляд на кончике носа. И так 10 раз подряд. Затем нужно быстро поморгать в течение 20-30 секунд. Есть и другое упражнение: резко посмотреть сначала вверх, затем влево, вниз и вправо. Повторить 10 раз, после чего закрыть глаза и дать им отдохнуть.

Таким образом,когда сидите за компьютером соблюдайте специальные требования, выполнять зарядку для глаз. Не переутомляйтесь, для каждого возраста существует определенное время.

7 Заключение.

Подводя итог исследованию можно сделать следующие выводы:

Человечество погружается в компьютеры и в компьютерные сети, с каждым годом увеличивается детей, играющих в компьютерные игры.

Компьютерные игры- явление очень сложное, нельзя однозначно сказатьэто плохо, и надо отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо, и можно играть, сколько хочется и в любые игры. Мои предположения подтвердились частично.

Компьютерные игры могут использоваться как во благо, так и во вред. Что получит вред или пользу зависит только от него самого. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто-то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа — не навреди. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учебе и не навредили здоровью я составил советы (приложение 3)

8 Список использованной литературы:

Литература:

1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: ВАКО, 2007.

2.Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. — 2003. — № 9.

3. Современная энциклопедия для мальчика/Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: Современный литератор, 2007.

Ресурсы интернета:

1. В чес вред, а в чем польза компьютерных игр, http//www/iqromania/ru/

2. Все о компьютерных играх,www.gamewood.com.ua

3. Я и компьютер: плюсы и минусы, oko7.ru/ya-i-kompyuter-plyusy-i-minusy

Приложение1

Приложение 2

Влияние компьютерных игр на детей.Положительные факторы

Отрицательные факторы

Развитие логики

Искривление позвоночника

Развитие мышления

Болезни глаз

Внимание

Стресс, бессонница

Развивает воображение

Жестокость и насилие

Развивает познавательные

способности

«Компьютерная зависимость»

Формирует настойчивость, усидчивость

Раздражительность

Отсутствие друзей

Ссоры с родителями

Приложение 3

Советы

1. Ограничь время пребывания за компьютером. Играй по принципу:

« Поиграл и хватит ».

2. Соблюдай требования при игре

3. Свободное время проводите не за компьютером, со своей семьёй, со своими друзьями. Больше общайтесь, читайте книги, играйте в подвижные игры.

4. Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта, посещайте кружки.

Я думаю, что моя работа была полезной и для меня и для ребят, которые увлекаются компьютерными играми.

Приложение №4

Игра аркаиды.

исследовательская работа компьютерные игры вред или польза

Игра Квест.

исследовательская работа компьютерные игры вред или польза

Приложение №5

Игра Экшен.

Игры приключения.

Приложение № 6

Логические, настольные игры.

Игры Головоломки.

Приложение №7

Игры образовательные. Дора ищет цифры

Приложение № 8 Игры тренажеры стимуляторы.

Приложение№9

Игры стратегии

Приложение № 10

Полное название темы работы.

«Компьютерные игры: польза и вред»

Окружающий мир

Тип работы

Исследовательская работа

Возрастная номинация

4класс

Фамилия имя отчество автора, дата рождения

Сысоева Ирина Олеговна, 29.04.2003

Домашний адрес автора

г. Боготол, ул. Гоголя, 50

Место учёбы

МБОУ СОШ №2 г. Боготола

Класс

4 класс

Место выполнения работы

МБОУ СОШ №2 г. Боготола

Руководитель

Салова Ирина Алексеевна

Ответственный за корректуру текста работы

Салова И.А.

Контактный телефон, e-mail

Сысоева — 89232841969

Аннотация

Сысоева Ирина

г. Боготол, МБОУ СОШ №2, 4 класс

« Компьютерные игры: польза и вред»

Руководитель: Салова Ирина Алексеевна, учитель начальных классов

Цель работы: Изучить пользу и вред компьютерных игр.

Методы:

— изучение специальной литературы;

— практический опыт;

— наблюдение;

— анкетирование;

— описание;

— обращение к сети Интернет.

Основные результаты исследования:

Вопросы о вреде и пользе компьютерных игр для детей, это такие вопросы на которые не существует однозначных ответов. Совершенно очевидно одно — все хорошо в меру. Компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. А совместные игры детей, посредством Интернета или локальной сети, развивают навыки общения

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение. 4 стр.

  2. Вред и польза компьютерных игр: 5 – 7 стр.

    • виды компьютерных игр; их вред и польза;

    • анкетирование одноклассников;

    • рекомендации.

3. Заключение. 8 стр.

4. Список литературы. 8 стр.

5. Приложение. 9 – 10 стр.

ВВЕДЕНИЕ

С экрана телевизора, от родителей часто слышу, что компьютерные игры бесполезны и вредны, компьютерные игрушки отнимают много драгоценного времени, отвлекают от учебы и общения со сверстниками. Но мне всегда казалось, что это ужасно интересно, развивает память, занимает в свободное время. Я решила изучить этот вопрос. Исследование я начала с изучения теории; узнала историю возникновения компьютера и компьютерных игр. Прочитала мнения специалистов о вреде и пользе компьютерных игр. Среди своих одноклассников провела опрос с целью узнать их мнение о пользе и вреде компьютерных игр. В результате мною разработаны рекомендации для детей по работе с компьютером и по выбору игр для использования их с пользой для развития, а также советы для родителей.

Проблема:

Хочу узнать — компьютерные игры отнимают время, влияют на здоровье, отвлекают от учебы или приносят пользу.

Актуальность:

На сегодняшний момент с хроническими заболеваниями, в том числе с резким ухудшением зрения, нарушением осанки появляется все больше школьников. В нашем классе выявлено 12 человек с нарушением зрения и 9 человек с нарушением осанки. Это происходит потому, что школьники слишком много времени проводят за компьютером.

Цель:

Выяснить: пользу или вред приносят компьютерные игры ученику.

Задачи:

  • выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры;

  • узнать, в какие игры больше играют дети, и что они думают о вреде и пользе компьютерных игр;

  • составить рекомендации для учеников по выбору компьютерных игр.

Гипотеза:

Допустим, что играть в компьютерные игры полезно для детей.

Методы исследования:

  • изучение литературы;

  • анкетирование;

  • наблюдение;

  • анализ результатов;

Предмет исследования — отношение школьников к компьютерным играм.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Я считаю, что выбранная мною тема важна , т.к. большинство школьников проводят много времени за компьютером. Но не все знают, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье, не все умеют ориентироваться в изобилии игр.

Все компьютерные игры могут быть динамическими и нединамическими. Если Вы в любой момент можете отойти от компьютера, скажем, на час, а затем вернуться и продолжить прерванную игру с того места, то эта игра нединамическая. Динамические игры не предоставляют времени на размышления, в таких играх нельзя отвлекаться не то что на час, но даже на секунду. Такие игры требуют быстрой реакции и хорошего владения клавиатурой.

Компьютерные игры делятся на несколько основных классов:

  • спортивные игры;

  • головоломки, в которых компьютер лишь дает задания игроку, а не управляет его противниками;

  • логические игры ;

  • «стрелялки»;

  • экономические;

  • тренажерные игры;

  • стратегические;

  • обучающие;

  • приключенческие;

  • ролевые игры.

.

Какую же пользу приносят компьютерные игры?

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции;

  • мелкую моторику рук;

  • визуальное восприятие объектов;

  • память и внимание;

  • логическое мышление;

  • зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать;

  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

  • добиваться своей цели;

  • совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере — это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

А какой же тогда вред?

Плохо то, что при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Я решила узнать, а что думают мои одноклассники о пользе и вреде компьютерных игр и в какие игры они играют. Я раздала анкеты с вопросами 18 ученикам моего 4 класса. Анкеты были мной обработаны и я увидела отношение моих одноклассников к компьютерным играм.

Вот результаты опроса.

1. Как часто ты играешь в компьютерные игры?

Каждый день- 2чел.

Не каждый день – 16чел.

Не играю —

2. Сколько часов непрерывно ты играешь в компьютерные игры?

Менее 1 часа- 11чел.

1-2 часа – 5чел.

Более 2 часов – 1чел.

3 часа и более-1чел.

3. Как ты думаешь, полезно ли играть в компьютерные игры?

Полезно — 1чел.

Вредно – 9 чел.

Не знаю – 8 чел.

4. Как ты думаешь, какую пользу и какой вред приносят компьютерные игры?

Вред:

  • ухудшает зрение -14чел.

  • получаешь облучение -7 чел.

  • ухудшается память -1 чел.

  • болит голова -7 чел.

Польза:

  • это отдых-4 чел.

  • развитие мышления-2 чел.

  • Моторики -3 чел.

  • улучшение настроения -12 чел.

5. Ты играешь в компьютерные игры с разрешения родителей?

Да – 7 чел.

Нет – 5 чел.

Не всегда – 5 чел.

6. Родители интересуются, в какие игры ты играешь?

Да – 10 чел.

Нет – 8 чел.

7. В какие игры тебе больше всего нравится играть?

Самые распространенные ответы:

  • стрелялки-5 чел.

  • Стратегии-2 чел.

  • Симс-8 чел.

  • Контрстрайк-2 чел.

  • Гонки-7 чел.

  • «девичьи игры» -7 чел.

Вывод и результаты

В ходе данного исследования было выявлено:

  • Мои одноклассники понимают, что часто нельзя играть в компьютерные игры. Большинство одноклассников играют менее одного часа за сеанс. Более правильные ответы давали девочки. Мальчики в выборе игры более азартны и проводят больше времени за играми, а девочки выбирают часто «девчоночьи игры» (например, «Салон красоты») и др.

  • Почти все осознают, что играть в агрессивные компьютерные игры длительное время – это вредно.

  • Видят, что все проблемы со здоровьем из-за долгого проведения времени перед экраном компьютера (нарушение осанки и понижение зрения наблюдается у тех ребят, которые проводят перед монитором 2-3 часа).

  • 55% моих одноклассников играют с разрешения родителей в компьютерные игры.

  • 55 % родителей моих одноклассников интересуются, во что играют их дети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы о вреде и пользе компьютерных игр для детей, это такие вопросы на которые не существует однозначных ответов. Совершенно очевидно одно — все хорошо в меру. Компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. А совместные игры детей, посредством Интернета или локальной сети, развивают навыки общения. Компьютерные игры для детей могут быть отличным хобби, которое станет предметом гордости их родителей. Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что применение современных информационных технологий положительно влияют на организм пользователя, но «общение» с компьютером требует соблюдения санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике его вредного воздействия.

В процессе работы над темой подобраны рекомендации для родителей, потому что их контроль за детьми необходим для того, чтобы компьютер из друга не превратился во врага и комплекс упражнений для снятия усталости глаз и мышц тела ( см. Приложение).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Современная энциклопедия для мальчика/Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: Современный литератор, 2007.

  • Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ …

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня компьютеры стали частью нашей жизни. Он так глубоко проник во все сферы нашей жизни, что ее сложно представить без этой умной машины. Дети растут в мире, где компьютер — такая же привычная вещь, как телевизор, электричество. Современному ребенку ничего не остаётся, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как КОМПЬЮТЕР.

Игра! Взрослые утверждают, что дети должны играть. Игра развивает мышление, память, внимание. Дети много играют: в куклы, конструктор, шашки… И, конечно, современные дети увлекаются компьютерными играми.

Когда сидишь за компьютером, слышишь от взрослых: «Не сиди долго у компьютера!», «Сядь правильно!», «Хватит сидеть у компьютера!», «В эту игру тебе играть нельзя!». У меня возникла проблема: «А почему нельзя? Ведь мне интересно!!!» На что я получал ответ, что «компьютер плохо влияет на организм человека, что не все игры полезны для детей». Одно из самых «страшных» предостережений — зависимость от компьютерных игр.

Так что же такое компьютер — новая угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?

Интересно, как воздействует компьютер на ребенка, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему, как «сидеть» за компьютером так, чтобы он не был врагом? И мы решили провести исследование: все ли компьютерные игры — враги или, на наше счастье, есть и друзья? Помогают ли игры в учёбе или только мешают?

Цель исследования: выяснить, о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом здоровью детей; об опасности компьютерных игр, их влияние на детский организм.

Мы хотели получить ответы на вопросы:

  • Для каких целей используют компьютер ученики нашей школы?

  • В какие игры они предпочитают играть?

  • Сколько времени они тратят на компьютерные игры?

  • Как они относятся к влиянию компьютерных игр на человека?

  • Как относятся родители моих одноклассников к компьютерным играм?

  • Помогают ли компьютерные игры в учёбе?

  • Есть ли научные факты, которые подтверждают или опровергают данную проблему, или это лишь претензии взрослых?

Мы поставили следующие задачи:

  • познакомиться с историей появления компьютеров, чтобы узнать истинное предназначение этой машины для человека;

  • выяснить путём анкетирования, какие игры более популярны среди одноклассников, сколько времени они тратят на игры;

  • побеседовать с психологом, учителем, родителями по проблеме исследования;

  • найти информацию о влиянии компьютерных игр на человека;

  • представить одноклассникам результаты исследования.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что если наши сверстники используют компьютер лишь для игр, и тратят на это занятие много времени, то при этом страдает здоровье учащихся, ухудшается зрение, портятся отношения с родителями, снижается качество учёбы.

Слово «компьютер» произошло от латинского слова, означающего «считать, вычислять». Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.

Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.

За последние десятилетия XX века микрокомпьютеры проделали значительный путь в своём развитии, стали работать гораздо быстрее и значительно больше перерабатывать информации. Развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера — суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать, например, модель крупного землетрясения.

В конце XX века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.

Для чего ученику компьютер?

Сегодня во многих семьях есть компьютер. Как его применяют? Нужен он только как дань моде? Используют ли его для рабочих целей? Или только играют? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с помощью учителя провели опрос среди учащихся 2-4 классов нашей школы. В опросе участвовало 334 ученика. Опрос проводился в виде ответов на вопросы анкеты (Приложение).

Вот что показали результаты опроса:Классы

Количество опрошенных учеников

Есть личный компьютер

Есть выход в интернет

Используют для учёбы

Только для игр

человек

%

Человек

%

человек

%

человек

%

2-е классы

69%

65%

3%

54%

3-и классы

83%

73%

11%

79%

4-е класы

78%

61%

12%

73%

Итого:

75%

66%

8%

66%

Данные таблицы говорят о том, что из 334 учащихся компьютер есть у 252, из них используют для учёбы 26 человек, что составляет 8%. Следовательно, оставшимся опрошенным компьютер нужен для игры, общения, просмотра фильмов? Не у всех ребят есть персональные компьютеры. Многие посещают компьютерные клубы, где часами проводят за играми, играют у друзей, родственников. По результатам исследования получилось, что почти все ученики используют только игровые возможности компьютера.

Популярен ли компьютер у моих одноклассников?

Сколько времени они тратят на них? Что думают дети о влиянии компьютера на человека?

В ходе работы исследования мы провели опрос в своем классе (путем анкетирования) и пришли к следующим выводам:

  • 14 из 25 одноклассников считают игры своим постоянным хобби;

  • 4 из 25 одноклассников играют 1 раз в неделю;

  • 9 из 25 — играют редко;

  • 3 из 25 одноклассников играют не меньше 1 часа в день;

  • 14 из 25 ребят играют более 2 часов;

  • 19 из 25 одноклассников имеют дома компьютеры, остальные играют у друзей и в компьютерных клубах.

  • 14 из 25 одноклассников после игры в компьютерные игры испытывают удовольствие, 5 — усталость, 4 — боль в глазах, кистях рук, 3 — страх, вызывающий бессонницу, нервное напряжение и никто не ощущает после игры злости.

Мы проанализировали данные анкет. Составили диаграммы. Хотелось бы заметить, что в диаграмме мы используем названия игр так, как они правильно звучат: Quest — логические игры; Sport (спортивные или симуляторы) — гонки и спортивные, 3D-Skooter-ы — «стрелялки», Обучающие — путешествия, интерактивные.

Выводы по анкетированию:

  • мои одноклассники предпочитают стрелялки, симуляторы, логические игры;

  • большинство проводят за компьютерными играми больше часа;

  • большее половины детей считают, что компьютерные игры влияют на них хорошо.

Что думают родители об увлечении детей компьютерными играми?

Какие игры покупают и что предпочитают: почитать ребёнку на ночь или пусть играет? Такие вопросы мы и задали в анкете. Вот что получилось!

  • Игры выбирают дети по своему вкусу, родители не против выбора — 12 человек.

  • Не покупают игры — 3 человека.

  • Относятся положительно — 6 человек.

  • «Играет? Ну и пусть!» — 8 человек.

  • Отрицательно — 5 человек.

Как влияют компьютерные игры на учёбу?

Компьютерные игры влияют на учащихся по-разному: если это игры учебные, на развитие логики, путешествия, то у этих ребят развивается память, внимание, любовь к спорту; они узнают новые приёмы игры в шахматы, футбол. У таких учащихся хорошо развито логическое мышление, они быстро находят новые способы решения задач, демонстрируют хорошие вычислительные навыки. Учащиеся, которые увлекаются компьютерными «гонками», «стрелялками», более раздражительны, у них болят глаза после игры. Их успехи в учебе намного скромнее. Они невнимательны, раздражительны, допускают много ошибок и при вычислениях, и на письме, читают медленно по слогам, иногда бывают не готовы к уроку, или плохо выполняют домашнее задание.

Что же такое компьютер — новая угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?

Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Мы думаем, что лучше постоянно выполнять простые правила! При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе занятий при работе на компьютере, он превращается из жуткого монстра в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

Для пользователей компьютеров характерен жалобы на здоровье: резь в глазах, головная боль, повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна, выпадение волос, сухость и покраснение кожи, экземы и аллергия, боли в животе и пояснице, вызванные неправильной посадкой, боль в запястьях и пальцах, вызванная неправильной конфигурацией рабочего места.

При работе на компьютере человек имеет дело с активной зрительной нагрузкой: он рассматривает картинку на дисплее, считывает конкретные данные, символы, графики, читает текст, постоянно сосредоточен, так как принимает решения, от которых зависит его работа. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроится 15 — 20 тыс. раз в течение рабочего дня.

Мерцание экрана, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьезные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези, жжения в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глаз. Такие жалобы встречаются у большей части любителей компьютера, зависят от времени непрерывной работы за экраном. Особенно часто устают глаза у детей, поскольку их глаза и глазные мышцы, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером, чтение сверх меры требуют от молодых глаз серьезного напряжения.

Причины, которые влияют на зрение при работе с монитором:

• неправильно настроенная четкость и резкость изображения;

• неправильно настроенная яркость;

• мерцание изображения;

• наличие бликов.

Поэтому необходимо тщательно изучить возможности монитора и правильно настроить монитор.

Неподвижная напряженная поза в течение длительного времени работающего с экраном дисплея (сидя за компьютером, мы вынуждены принять определенное положение, и не изменять его до конца работы), приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах. Это обстоятельство является причиной развития всех заболеваний позвоночника, возникающих у пользователей. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника.

Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

Работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук, действие которых на человеческий организм до конца не изучено. Пока достоверно известно, что ультразвук негативно влияет на процессы обучаемости и памяти. Шум действует на барабанную перепонку, а в дальнейшем и на стволовые и корковые структуры мозга. Повышается тонус сосудов и, как следствие, артериальное давление, приводя, в конечном счете, к развитию гипертонической болезни еще в детском возрасте.

Перейдем к психологическим аспектам использования новых информационных технологий. Такая технология как Интернет и все услуги, которые предоставляются через неё (электронная почта, чаты, программы общения, конференции, форумы и т.п.) могут негативно воздействовать на психику человека. В результате перегрузки нервной системы может возникнуть особое заболевание — неврастения.

Бесконтрольный доступ к Интернет детям вреден. Это уход взрослых от воспитания детей.

Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии — таков неожиданный результат исследования, проведенного учеными. Исследование показало, что увеличение времени, проводимого в Интернет, сопровождалось снижением времени общения между членами семьи, сокращением числа друзей и знакомых, с которыми поддерживалась связь, а также усиления чувства депрессии и одиночества. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми дети ищут то, что им не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере…

Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь стрессы, которые вызваны зависимостью от компьютера: боязнь потери информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров), неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера, информационные перегрузки.

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители — с учителями, и так далее. И ответа все равно нет!

Приведенные ниже факты психологов, которые мы нашли в информационных ресурсах помогут сделать правильный выбор.

ХОРОШО

Компьютерные игры развивают у ребенка:

• быстроту реакции;

• мелкую моторику рук;

• визуальное восприятие объектов;

• память и внимание;

• логическое мышление;

• зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

• классифицировать и обобщать;

• аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

• добиваться своей цели;

• совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере — это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить числа по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «Молодец!», «Ты справился отлично!», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивались и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником. Уточним, что речь идёт об обучающих компьютерных играх.

А что же тогда ПЛОХО?

Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наступивший век — эпоха информационных технологий. Отлучить нас — детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ожидал, которое поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно — главное следить, чтобы мы выполняли те правила, которых придерживаетесь вы наши родители, сидя за компьютером.

Наше исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Последние исследования ученых показали, что не только компьютерная техника является причиной вредного воздействия на организм человека, но и неправильное ее расположение, несоблюдение правил работы и отдыха.

Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарно-гигиенических правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм. В нашей гимназии всем кабинетам мы предложили на классный уголках оформить раздел о вреде компьютерных игр и рекомендации врачей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Леонтьев В.П. Персональный компьютер 2000-2001. Windows 98/Me и служебные программы. М.: Олма-пресс, 2001.

  2. Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер.-М.: Терра, 2000.-384с.:ил.

  3. Метьюз М., Метьюз К. — Windows 98: книга ответов. СПб: Издательство «Питер», 1999.

  4. Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация. М.: Аквариум, 1997.

  5. Сартан М. Верхом на драконе или что развивают компьютерные игры // Школьный психолог. 1999. №16

  6. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. — 2003, № 2.

Информационные ресурсы

  1. computermania.narod.ru/.

  2. www.parent.fio.ru