Истинно то что полезно и практично утверждают представители

Сознание как свойство высокоорганизованной материи рассматривается в философии:

+ диалектического материализма

– вульгарного материализма

– объективного идеализма

– субъективного

Современная философия рассматривает «бессознательное» как …

– то, что не осознается человеком

– то, что присуще отдельному человеку

– рефлекторные процессы в организме человека

+ психические процессы, происходящие на досознательном уровне

– физиологические процессы, происходящие в мозге

Сознание как продукт общественной жизни определяется:

+ преобразовательной деятельностью

+ появлением языка

– появлением субъективности

– подражанием

– передачей информации

Осознание личностью своих интересов, мотивов поведения, ценностей:

+ самосознание

– представление

– психика

– воображение

– сознание

В древности понятие сознания отождествлялось с понятием ….

– рефлексии

+ души

– субстанции

– психики

Философская позиция, отождествляющая мысль с «материальным субстратом мозга»

– агностицизм

+ вульгарный материализм

– диалектический материализм

– метафизика

– гилозоизм

Философское учение, которое утверждает всеобщую одушевленность материи:

– монизм

– плюрализм

+ гилозоизм

– агностицизм

– сциентизм

Всеобщее свойство материи, проявляющееся в способности всякой материальной системы воспроизводить характеристики воздействующих на нее других материальных систем:

+ отражение

– восприятие

– ощущение

– развитие

– изменение

Формами отражения, характерными для неживой природы, являются …

+ механическое

+ физическое

+ химическое

– биологическое

– социальное

Как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» характеризовал идеальное

– Беркли

+ Маркс

– Гегель

– Гоббс

Формы общественного сознания:

+ мораль

+ право

+ политика

+ философия

– корпоративность

Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается …

– прагматизмом

– марксизмом

– позитивизмом

+ фрейдизмом

– экзистенциализмом

Процесс перехода наших животных предков в человека называется …

– цефализацией

+ антропогенезом

– гуманизацией

– сублимацией

– эволюцией

Особенность сознания заключается в том, что оно …

+ не только порождается материей, но и способно ее преобразовывать

– отражает действительность, не меняя ничего в неживой материи

– не является формой отражения

– существует вне и до материи

– формируется у человека в зрелом возрасте

Основными формами отражения в живой природе являются:

– созерцательность

+ психика

+ чувствительность

+ раздражимость

– изоморфизм

Философское учение, отрицающее принципиальную возможность получения объективного знания о мире:

+ агностицизм

– скептицизм

– материализм

– дуализм

– идеализм

Формами познания на его чувственной ступени являются:

+ ощущение

– понятие

+ восприятие

+ представление

– суждение

Формами познания на его рациональной ступени являются:

– представление

+ понятие

+ суждение

– интуиция

+ умозаключение

Человеческая деятельность, порождающая качественно новое в предметах или знаниях о них:

+ творчество

– познание

– подражание

– мышление

– работа

Функция научного познания, раскрывающая сущность изучаемого объекта на основе постижения его законов …

+ понимание

– логический анализ

– систематизация

– рассуждение

– обобщение

Представители сенсуализма истинным источником знания считали

+ чувства

– разум

– интуицию

– божественное откровение

– эмоциональное переживание

Инстинкт и интуиция в познавательной деятельности есть …

+ иррациональное

– ложное

– истинное

– вероятное

– мнимое

Истина есть соответствие знания вещам, утверждал…

– Платон

+ Аристотель

– Бэкон

– Спиноза

– Дидро

Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители …

– теории когеренции

– гносеологического рационализма

+ прагматизма

– конвенциалисткой концепции

– теории очевидности

Полное, всестороннее знание о том, что есть, было и будет с объектом, получило название:

– объективная истина

+ абсолютная истина

– субъективная истина

– объективный факт

– субъективное мнение

Практика, с диалектической точки зрения, является … критерием истины

– абсолютным

– субъективным

– неизменным

+ относительным

– единственным

Основатель логики как учения о формах и структурах мышления:

– Сократ

+ Аристотель

– Декарт

– Спиноза

– Конт

Знания, основанные на вере:

– научные

– ненаучные

– обыденные

+ религиозные

– философские

Основатель концепции революций в науке как смены научных парадигм

+ Кун

– Поппер

– Гуссерль

– Вебер

– Конт

Познание от отвлеченного и одностороннего знания об объектах к знанию более содержательному и всестороннему определяет метод науки:

+ восхождения от абстрактного к конкретному

– совпадения логического и исторического

– фальсификации

– аргументации

– доказательства «от противного»

Истинно то, что полезно. Прагматизм

Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса, истинно то, что полезно для нас. По греч. pragma– «дело, действие», поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.

Чарлз Пирс (1839–1914)

Прагматизм продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь, как мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность для человека – это поток его ощущений; Кантову критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «Весь мир – это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.

Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч. Пирса, ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле, – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо, – преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание, по Пирсу, является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмыслен. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит, оно истинно.

Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно, думать что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности фактически для нас нет, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание, является, конечно же, не знанием о нем, но верованием, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна принципиальная особенность, которая заключается в том, что, будучи не в состоянии знать о существующем, он может только верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, – говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу». Так, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Него (почти то же самое, что и Кантов «нравственный аргумент»).

Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения своих практических целей, или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом.

Конечно же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который, просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти глобальные вопросы и обрести истину…

Следующая глава >

Истинно то, что полезно (прагматизм)

Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого являлся американский философ Чарльз Пирс. Основной его идейной установкой являлось положение о том, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Другими словами, по мнению Пирса истинно то, что полезно для нас. Мы уже говорили о том, что греческое слово «прагма» переводится на русский язык терминами «дело», «действие», поэтому прагматизм – философия, которая не ставит перед собой задачи познания объективного мира, и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.

Прагматизм продолжает субъективистскую традицию в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно как мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма, утверждавшего, что действительность для человека – поток его ощущений; кантовскую критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «весь мир – это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.

Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма: то, что представляется нам, и то, что существует в действительности – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо: преодолеть ее? Не лучше ли принять подобное положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание по Пирсу является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (то есть к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмысленный. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит оно истинно.

Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его каким угодно, думать, что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности как таковой для нас не существует, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу собственных субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм сознания). То, каким мы себе представляем мироздание, является, конечно, не знанием о нем, но верованием в то, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется принципиальная особенность, заключающейся в том, что не будучи в состоянии знать о существующем, ему ничего не остается, как верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, — говорят сторонники прагматизма, — верить на свой риск в любую гипотезу». Например, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Бога (почти то же самое, что и кантовский нравственный аргумент). Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения неких собственных практических целей или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации.

Следовательно, наука представляет не знание о реальности, а своеобразный ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких–то определенных условиях. В силу подобных положений прагматизм иногда называют инструментализмом.

Конечно, в данном воззрении нет совершенно никакой метафизики, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины сущего, открыть вечные связи и законы мироздания, и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности, без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? Возможно прожить и без метафизики и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия. Найдите хотя бы одного человека, который, просыпаясь дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти метафизические вопросы и обрести истину…