Социальные сети вред или польза исследовательская работа

Приведуметодические рекомендации для научно-исследовательской работы студентов по теме «Влияние сети Интернет и социальных сетей на современного студента: польза или вред»

Проблема:

— постоянное увеличение числа пользователей Интернет- сетей;

— чрезмерное пристрастие к интернету и работе в социальных сетях разрушающе действует на личность студента, вызывает отрицательное воздействие на его психику;

— постоянное использование сети Интернет отучает студента мыслить самостоятельно, работать с учебным материалом, книгами, отнимает полезное время.

Цель работы:

изучив влияние сети Интернет на личность студента разработать рекомендации по снижению негативного влияния сети Интернет и социальных сетей на его личность

Гипотеза исследования:

если студент увлечён сетью Интернет и социальными сетями и «работает» в них длительное время, то это способствует негативному влиянию на его личность и здоровье.

Основные понятия

научно-исследовательской работы

Приступая к проведению научно-исследовательской работы, следует прежде всего усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт.

Основу языка науки составляют термины и понятия, некоторые из которых мы приведем ниже.

Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.

Индукция — вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация: 

обзорная— вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

релевантная — информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

Задание научно-исследовательской работы:

Для достижения цели работы решены следующие задачи:

— изучить историю появления сети Интернет, социальных сетей;

— изучить виды социальных сетей;

— изучить литературу по проблеме влияния сетей на личность студента;

— собрать и изучить мнение студентов колледжа по теме «Интернет и социальные сети»;

Приведуметодические рекомендации для научно-исследовательской работы студентов по теме «Влияние сети Интернет и социальных сетей на современного студента: польза или вред»

Проблема:

— постоянное увеличение числа пользователей Интернет- сетей;

— чрезмерное пристрастие к интернету и работе в социальных сетях разрушающе действует на личность студента, вызывает отрицательное воздействие на его психику;

— постоянное использование сети Интернет отучает студента мыслить самостоятельно, работать с учебным материалом, книгами, отнимает полезное время.

Цель работы:

изучив влияние сети Интернет на личность студента разработать рекомендации по снижению негативного влияния сети Интернет и социальных сетей на его личность

Гипотеза исследования:

если студент увлечён сетью Интернет и социальными сетями и «работает» в них длительное время, то это способствует негативному влиянию на его личность и здоровье.

Основные понятия

научно-исследовательской работы

Приступая к проведению научно-исследовательской работы, следует прежде всего усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт.

Основу языка науки составляют термины и понятия, некоторые из которых мы приведем ниже.

Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.

Индукция — вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация: 

обзорная— вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

релевантная — информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

Задание научно-исследовательской работы:

Для достижения цели работы решены следующие задачи:

— изучить историю появления сети Интернет, социальных сетей;

— изучить виды социальных сетей;

— изучить литературу по проблеме влияния сетей на личность студента;

— собрать и изучить мнение студентов колледжа по теме «Интернет и социальные сети»;

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кулебакский металлургический колледж»

Тема: «Подростки и социальные сети»

Выполнил: Митьков Никита

Руководитель: Климова О.С.

2016г.

Содержание:

I. Введение.                                                                   

Цели и задачи ………………………………………………………………………………….3         

II. Основная часть.

Глава 1. «Социальные сети». . ……………………………………………………………….5

Глава 2. «Подростки и социальные сети»………………………………………………….10

Глава 3. «Социальные сети глазами первокурсников»…………………………………………15

III. Выводы …..……………………………………………….……………………………………..16    

IV. Заключение………………………………………………………………………………17

V. Литература ……………………………………………..…………………………………18     

VI. Приложения ………………………………………………………. ……………………19

ВВЕДЕНИЕ

Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь.Билл Гейтс

В современном обществе все большие обороты набирает компьютеризация  всех областей жизни. Благодаря возникновению и развитию Интернета человечество получило новый способ коммуникации, который позволяет людям существовать в двух пространствах одновременно: виртуальном и реальном. Сегодня жить без Интернета невозможно. Это не просто источник информации, развлечения и общения – это практически один из символов современного человека.

Социальные сети в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей во всем мире. Эти сервисы позволяют людям объединяться в группы с теми, кто разделяет их интересы. Здесь подростки ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в разнообразные отношения, получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы.

Социальные сети уже очень глубоко проникли в нашу жизнь и продолжают набирать популярность, но их влияние на людей до сих пор недооценивается. О вреде и пользе соц. сетей до сих пор спорят ученые. Поэтому мы и захотели выяснить, в чем заключаются положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях. И нужно ли подростку проводить там время?

Актуальность: в последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях.

Объект исследования: социальные сети.

Предмет исследования: влияние социальных сетей на подростков.

Практическая значимость: данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках информатики и для проведения тематических классных часов.

Цель данной работы: раскрыть позитивные и негативные стороны социальных сетей, выяснить влияние социальных сетей на современных подростков.

Задачи, решаемые в процессе работы:

изучить литературу по теме;

разработать анкету «Современные подростки и социальные сети» и провести

анкетирование студентов 1 курса;

провести эксперимент по выявлению зависимости студентов от социальных сетей;

создать наглядный материал по данной теме.

Методы работы:

теоретический: анализ источников и литературы;

эмпирический: анкетирование, эксперимент;

обобщение и анализ собранного материала.

ГЛАВА 1: «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ»

Социальная сеть (от англ. social networks) – это онлайн-сервис, сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и др.

Главные особенности социальных сетей:

— практически неограниченные возможности для обмена самой разнообразной информацией (текстовой, фото, видео; сервисы сообществ и микроблогов; возможность указывать место, отмечать фотографии и т.д.);

— индивидуальные профили с максимальным количеством личной информации (ФИО, вуз, место работы, фото и т.д.)

— добавление в “друзья” в первую очередь по принципу наличия реальной связи (друзья, знакомые, одноклассники-одногруппники, родственники и т.д.) и во вторую – по принципу

схожести интересов (группы, сообщества и т.д.).

Кроме того, сайт социальной сети предоставляет своим пользователям возможность отслеживать связи между своими “друзьями”, вступать в различные сообщества, создавать группы, открывать или закрывать для всеобщего доступа информацию своего профиля, комментировать контент, который выкладывают его “друзья” и многое другое. Сам термин “социальная сеть” появился задолго до Интернета – в 1954 году понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс, подразумевая под ним разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми. Понятие сети как системы человеческих взаимоотношений быстро набрало популярность, и во второй половине ХХ века активно использовалось для обозначения любых отношений. Поддержание и создание различных социальных связей в Интернете началось вместе с рождением самой сети – электронная почта, телеконференции, возможности для интерактивного общения, различные чаты. Первоначально задачей всех этих коммуникационных инструментов было не столько общение, сколько решение деловых вопросов и рабочих задач. Но социально-развлекательная функция Интернета быстро вышла на одну из первых ролей.

Можно говорить о том, что социальные сети в Интернете возникли уже в 80-х годах ХХ века. Несмотря на то, что первые социальные сети были несколько далеки от сегодняшнего понимания, главные принципы были те же. Первая сеть, объединившая пользователей большей части мира – это, конечно же, FidoNet, сеть для системы BBS, благодаря которой появилась возможность передавать текстовые сообщения и прочие файлы из единого места хранения на различные сайты независимо от их местоположения. Данная сеть существовала исключительно благодаря работе самих ее участников.

Все социальные сети имеют общие черты:

создание личных профилей (публичных или полупубличных), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информацию о себе (место учёбы и работы, хобби, жизненные принципы и др.);

предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видео-записей, размещение текстовых записей (в режиме блогов или микроблогов), организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т. п.);

возможность задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.).

По мнению исследователей, социальные сети являются основной причиной, по которой сегодня растет количество времени, проводимого людьми в Интернете.

Кроме социальных сетей, которые большинством пользователей используются для налаживания личных и деловых контактов, а также для поиска реальных оффлайн-знакомых, существует еще несколько типов схожих ресурсов социальной направленности:

— Социальные каталоги (social cataloging) – сайты, позволяющие пользоваться базами данных научных статей и цитат. Позволяют “делиться” своими находками с другими пользователями, и ориентированы главным образом на использование в образовательной и академической сфере. В качестве примера можно привести каталоги CiteULike, Connotea, Academic Search Premier, Academic University и др.

— Социальные закладки (social bookmarking) – сайты, с помощью которых можно составить список закладок или популярных ресурсов, и предоставить его в распоряжение других пользователей, объединяя, таким образом, пользователей со схожими интересами. Примером социальных закладок может служить ресурс Delicious.

— Социальные библиотеки – специальные приложения, которые позволяют пользователям предоставлять ссылки ни личные библиотеки, коллекции аудио- или видеозаписей и т.д. В библиотеках существует возможность оставлять рекомендации, оценивать ссылки и некоторые другие. Примером такой социальной библиотеки может служить discogs.com.- Социальные сети веб-мастеров – узкоспециализированные социальные сети, которые используются для распространения полезных материалов и ссылок. Предусматривают возможность оставлять голоса на наиболее интересные посты, оценивать полезные анонсы и т.д.

— Игровые социальные сети – игры, имитирующие различные миры, предназначенные для

большого количества пользователей. Имеют все классические характеристики онлайн-игр (подсчет очков, прохождение уровней и т.д.), при этом позволяют общаться реальным игрокам. Одна из наиболее популярных многопользовательских игр – это Word of Warcraft.- Многоязычные сети – сервисы для общения людей, говорящих на различных языках. Для общения используются различные программы, которые позволяют переводить слова, предложения и фразы в режиме реального времени.

— Профессиональные социальные сети – объединения людей по профессиональному принципу для общения на специализированные темы, обмена опытом и предоставления профессиональной информации.

— Гендерные и возрастные сети – ресурсы, созданные для общения пользователей определенного возраста или пола.

Социальные сети – это не только ресурсы для общения и объединения людей по интересам, это еще и площадка для продвижения как других сайтов, так и конечного продукта. Есть несколько причин, по которым продвижение в социальных сетях столь

популярно и достаточно эффективно:

Количество пользователей социальных сетей увеличивается, соответственно,

увеличивается и аудитория, воспринимающая рекламу.

2. Большинство активных пользователей проводит в социальных сетях достаточно много времени и обращает внимание практически на все новинки.3. В социальных сетях легко выделить необходимую целевую аудиторию, так как большинство пользователей состоят в различных группах и сообществах сообразно своим интересам.

4. Доверие интересной информации в социальных сетях несколько выше, нежели доверие к чисто рекламному контенту.

5. Возможность прямого общения с целевой аудиторией – пользователями сетей, участниками тематических групп.

Одним из ключевых показателей «жизненной активности» социальной сети является число «говорящих» пользователей, открыто выражающих свою позицию публичными сообщениями в социальных медиа. Таких активных авторов в 2015 году в России было около 35 млн. человек. Активные авторы, создающие публичный контент, делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы самом начале формирования значимых трендов.По количеству «пишущих» российских авторов лидирует ВКонтакте, почти на порядок обгоняя конкурентов – 21,6 млн.  уникальных авторов. У следующего на втором месте

Instagram – всего 2,4 млн. авторов. Третье место – Twitter. «Говорящих авторов» зафиксировано всего 1,6 млн. чел. Что касается объема контента, ежедневно размещаемого в социальных сетях, здесь первое место принадлежит социальной сети ВКонтакте, на втором месте – Твиттер. По уровню вовлеченности лидирует Твиттер – на одного активного автора в этой сети приходится 127 сообщений в месяц. Второе место – LiveJournal – отстает по этому показателю более чем в 3 раза (в среднем, 40 сообщений на автора): это как раз тот случай, когда количество переходит в качество. Стоит отметить рост вовлеченности Facebook, который занял 3-е место с 32 сообщениями в месяц на автора. Уровень вовлеченности в других социальных сетях колеблется от 13,4 (ВКонтакте) до 6,3 (Мой Мир).

Наиболее популярные в нашей стране социальные сети:

ВКонтакте(Павел Дуров, 2006г.) – социальная сеть, один из самых посещаемый сайтов в СНГ. Российский аналог сетевого сервиса Facebook. Универсальный способ поддержания связи для различных социальных групп и возрастов: одноклассники, однокурсники, студенты, выпускники высших учебных заведений, близкие люди, друзья, соседи и коллеги. Ежемесячная аудитория — 53,6 млн человек, 40% которых — 21,6 млн — проявили публичную активность.

Одноклассники (Альберт Попков, Дмитрий Уткин, 4 марта 2006г.) – социальная сеть, позволяющая найти и восстановить общение с бывшими одноклассниками, однокурсниками, выпускниками, друзьями школьных и студенческих лет, приятелями и знакомыми. Сервис для нахождения новых друзей и знакомых с множеством анкет людей, которые смогут разделить общие интересы, хобби и увлечения. Даёт возможность виртуального общения, просмотра фотографий и назначения реальных встреч. Ежемесячная аудитория сети составляет 39 млн человек, при этом публичную активность в группах демонстрируют

всего 1,4 млн авторов.

Ютьюб (Чед Херли, Стив Чен и Джоуед Карим, январь 2005г.) – сервис, предназначенный для просмотра и размещения созданного пользователями видео со всего мира в Интернете. Профессионально снятые фильмы, клипы, любительские видеозаписи, видеоблоги. Предоставляет услуги хостинга видеоматериалов. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать видеозаписи.

Фейсбук (Марк Цукерберг, 2003г.) – англоязычная социальная сеть с русскоязычной версией, основанная в начале 2004 года для студентов Гарварда, и получившая мировую популярность среди различных социальных групп. Бесплатные сервисы, возможность общаться с друзьями, однокурсниками и коллегами. На Facebook присутствуют звёзды шоу-

бизнеса и знаменитости мирового уровня. Один из акционеров Facebook компания Microsoft. Доля пишущих авторов составляет 24,5 млн человек, из них публикационную активность проявили – 1,1 млн человек.

Твиттер (Джек Дорси, март 2006г.) – система микроблогов с множеством ответов на вопрос: Что ты сейчас делаешь? Многие пользователи Интернета хотели бы создать свой личный блог в Интернете. В Твиттере можно без каких-либо навыков за несколько минут создать микроблог и постоянно обмениваться с друзьями короткими сообщениями в 140 символов. Они сразу отображаются на странице и доставляются другим пользователям, которые подписаны на их получение, то есть друзьям и последователям. Аудитория ресурса составляет 7,4 млн человек, а число активных авторов – 1,6 млн. человек.

Инстаграмм (Кевин Систром и Майк Кригер, 2010г.) – социальная сеть для передачи фотографий и видеозаписей между пользователями сети. Создана эта программа для телефонов и планшетов. Приложение обрело большую популярность благодаря множествам функциям, одна из них, например встроенная камера в приложение. Можно создавать множество фотографий, применять к ним различные фотоэффекты. Ежемесячная аудитория сети составила 10,6 млн человек, а число активных авторов – 2,4 млн.

ГЛАВА 2: «ПОДРОСТКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ»

Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это — интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки.

В социальной сети всё просто и безлико, напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Здесь отсутствуют мимика, движение, контакт глаз, нет реальных эмоций. Человек, который длительное время в сети, общается виртуально, отвыкает от простого человеческого общения, становится зависимым от компьютера и самой сети. Он теряет навык реального контакта в жизни, где без этого не обойтись, ему будет трудновато. И это серьезная проблема современного общества, особенно молодежи. Постепенно появляется зависимость, которую человек не хочет признавать. Посещение личной странички становится ежедневным обрядом, неоднократно в течение дня человек заходит на свою страничку в надежде увидеть там какие-то изменения. Другие стремятся добавить как можно больше «друзей» на спор или просто так. Бессмысленное занятие, но оно все больше и больше поглощает пользователей Интернета. Зачастую люди безрезультатно и неоправданно тратят личное время, совершая действия «на автомате». Подростки становятся раздражительными и замкнутыми, если компьютер находится не под рукой, возникают непонимание с родителями, конфликты, что, естественно, отражается на  психическом здоровье ребенка и его взаимоотношениях с окружающими. Такое пристрастие к виртуальному общению подростков объяснимо — там тебя никто не заставит контактировать с неприятным собеседником, никто не читает морали и не учит жить. Надоело общаться — щелчок мыши на “крестике”,  и до свидания. А в реальной жизни не все так просто.

В настоящее время почти каждый подросток зарегистрирован в той или иной социальной сети, и каждый находит причину или ряд причин для этого:

Знакомства. В подростковом возрасте очень важным фактором социальной реализации является расширение круга общения. Так как виртуальные площадки сразу предоставляют определенную информацию о человеке, то выбрать единомышленников становится гораздо проще, чем в реальной жизни.

Возможность беспрепятственно делиться своими фото и видео, а также

просматривать подобную информацию друзей и знакомых.

Наличие большого количества развлекательного контента – приложений и игр. Подростки еще не умеют самостоятельно предпочитать полезное времяпрепровождение праздному, поэтому зачастую просто ищут способ хоть как-нибудь занять свое время.

Открытый доступ к любой информации, причем речь идет не только о запретных темах, на которые подростку очень тяжело общаться со взрослыми в реальности, но и о любой информации в целом. Ведь в юношеский период человеку очень трудно признать себя несведущим в каком-либо актуальном в обществе вопросе.

Раскованность в общении, которая достигается за счет отсутствия личного контакта, таким образом, снижения уровня ответственности за свои слова и поступки также весьма привлекает подростков.

Каковы причины привлекательности социальных сетей для подростков?

Поверхностные:

погоня за модой;

элементарный интерес к новому;

расширение границ общения.

Глубинные:

бегство от реальности;

поиск или неприятие своего «я»;

организация личного пространства.

Психологи, педагоги и родители стремятся найти хоть какие-то плюсы социальных сетей, но их не так уж и много:

Возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых;

Для старшего поколения шанс найти своих «потерянных» друзей, знакомых и одноклассников. Программы поиска ведущих каналов часто используют социальную сеть как инструмент поиска объекта;

Поиск в социальных сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом, делиться жизненными переживаниями и даже найти подработку;

Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие, нужные и полезные экземпляры;

Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным:

Расход большого количества времени. А ведь его можно провести с гораздо большей пользой, встретиться с друзьями, приготовить вкусный ужин или же заняться самообразованием.

Отрешение от реального мира. В социальных сетях мы позиционируем себя несколько иначе, нежели в жизни. И в итоге есть риск настолько вжиться в созданный виртуальный образ, что, так сказать, вернуться вовремя на землю не всегда получается.

Зависимость от виртуального мира, пожалуй, самая распространённая проблема. Теперь молодёжь уже не заводит фотоальбомы, поскольку есть возможность оформить виртуальный фотоальбом, который ежедневно просматривают десятки друзей и знакомых. Вечерние прогулки по городу, посещение культурных мест, кафе теперь с лёгкостью заменит вербальное общение к сети. Такой путь приводит к аутизму и полной деградации личности, как составляющей общества;

Общедоступность информации. Пользователи с лёгкостью добавляют всю требуемую информацию о себе, чем и пользуется в свою очередь злоумышленники. Опытный хакер знает пути получения паспорта с Вашим фото и полными данными, что в итоге приводит к проблемам;

Риск оказаться в нелегальной группе, плохой компании или попасть на удочку мошенников настолько реален, как само общение подростков в социальных сетях. С виду человек кажется нормальным, адекватным, но с чужим именем, лицом и выдуманной историей. Преступнику легко заманить растерянных и подавленных людей в аферу, ведь практически каждые сегодня ставят статусы и ежедневно пишут о своём настроении на всю страну.

Многим будет интересно узнать о цифрах и статистике пользователей соц. сетей:

больше одного миллиарда людей по всему миру сейчас являются зарегистрированными пользователями соц. площадок;

в среднем где-то 11 часов в месяц каждый такой пользователь тратит на соц. сети;

около 130 минут ежедневно тратится на соц. сети;

около 70% зарегистрированных пользователей ежедневно заняты проверкой своих страниц;

даже сидя в кино, около 50% пользователей не могут оторваться от своих страниц в соц. сетях;

каждый второй пользователь в течение 15 минут на протяжении всего дня

склонен проверять свой профиль на социальных площадках.

Судя по статистике, обращение к своим аккаунтам с такой частотой можно назвать зависимостью от соц. сетей.

Как и прочие вредные привычки, зависимость человека от соц. сетей имеет свои последствия:

при постоянном пользовании социальными площадками мозг человека быстро начинает привыкать к постоянно меняющейся информации, к постоянному мельканию новостей. Так развивается потеря бдительности, внимания и концентрации;

человеку уже труднее фокусировать свое внимание на чем-то одном, его мозг требует активности. Также возникает тяга делать все одновременно и быстро. При таком развитии становится невозможным простое чтение книг, так как внимание постоянно будет ускользать;

взрослым с особым вниманием нужно отнестись с этой проблемой к своим детям. Они более подвержены зависимости от соц. сетей, так как их мозг еще не совсем сформирован, а, значит, более восприимчив.

Методы устранения сетевой зависимости:

Первое, что нужно сделать – это расставить свои приоритеты. Нужно сделать тщательный анализ того, как часто используются социальные площадки и с какой целью: для прослушивания музыки, для какого-то обмена мнениями, общения, для просмотра новостей, просмотра фильмов? Что на самом деле является самым главным?

Если общение с друзьями стоит на первом месте, то весьма разумно ввести какие-то ограничения. Например, можно вместо нескольких аккаунтов выбрать только один, и поддерживать общение в нем какой-то определенный период времени в течение дня.

Если выкладывание фотографий занимает больше времени в соц. сетях, и вызывает зависимость от них, то неплохо было бы завести специальный блог или журнал в интернете, который основан именно для этого.

Замена виртуальной информации на «живую». Стоит больше времени тратить на чтение книг, журналов, газет и т.д. Стараться полностью погружаться в чтение в уединенной обстановке.

Если большая часть времени тратиться на снимки и выкладывание фотографий, то можно попробовать поснимать природу, окрестности пленочным фотоаппаратом. Необходимо глубоко погрузиться в этот увлекательный творческий процесс съемки. Такое «живое общение» помогает во всех мелочах. Не стоит сразу прибегать к интернету. Все гораздо проще.

Можно также составить себе небольшой план или расписание, согласно которому регулярно выбираться на какие-то посиделки с друзьями, коллегами или просто знакомыми. Это гораздо увлекательнее и приятнее, чем виртуальные встречи.

Сетевая зависимость — тоже вредная привычка. От нее нужно избавляться. Ведь настоящая, реальная жизнь гораздо интереснее и красочнее, а реальное общение с людьми приносит больше удовольствия и пользы.

Какие социальные сети выбирают подростки?

Созданная Павлом Дуровым социальная сеть «ВКонтакте» набрала таких оборотов, которых никто не ожидал. Аудитория зарегистрированных пользователей на сегодняшний день превышает 25 млн. человек. Удобный интерфейс, общение по сети, возможности безгранично добавлять новые фото и видео пришлись по нраву большинству пользователей интернета.

Не уступает по рейтингам общение в социальных сетях среди подростков таких, как «Одноклассники» и «Мой Мир». Яркий, красочный интерфейс, но довольно много рекламы и платных сервисов, что само по себе отвлекает некую часть аудитории.

В настоящее время число подростков в социальных сетях составляет: «ВКонтакте» — 26,8%, «Одноклассники» — 7,5% и «Мой Мир»- 7,6% от числа зарегистрированных пользователей (Приложение 2).

ГЛАВА 3: «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ГЛАЗАМИ ПЕРВОКУРСНИКОВ»

В рамках данной работы было проведено анкетирование студентов 1 курса, целью которого явилась оценка степени влияния социальных сетей на подростков нашего колледжа. В анкетировании участвовало 105 студентов групп 15-А, 15-С, 15-Т, 15-Ф, которым были предложены анкеты с 6 вопросами, касающимися роли социальных сетей в их жизни.

Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях?

Сколько времени в день Вы проводите в социальных сетях?

Сколько времени Вы можете прожить без соц. сетей?

Влияют ли соц. сети на Вашу успеваемость?

Заменяет ли Вам Интернет общение в реальном мире?

Считаете ли Вы себя Интернет-зависимым?

Результаты данного опроса, проанализированные нами, приведены в приложении 3. В результате, мы узнали, что все опрашиваемые нами студенты зарегистрированы в нескольких социальных сетях. Все – «ВКонтакте», в «Instagram» – 37 человек, в сети «Одноклассники» – 29 человек. Также наши студенты зарегистрированы в сетях Facebook, Twitter, Youtube, Ask.fm, Skype. Большинство из опрошенных проводит в сетях 2-3 часа в день. Студенты уверены, что социальные сети не имеют практически никакого влияния на их жизнь и успеваемость. Прожить без социальных сетей смогут не все, только чуть больше половины опрошенных, что не может не беспокоить. Первокурсники считают, что общение в виртуальном мире не заменяет им общение с друзьями и родными. Но Интернет-зависимыми считают себя 20 человек.

Также в рамках данной работы был проведен эксперимент, в котором приняли участие 25 студентов группы 15-А. Студентам было предложено в течение 8 часов не заходить в социальные сети. И указать, как они потратили освободившееся время.

Успешно прошли эксперимент только 16 человек. 3 человека смогли обойтись без социальных сетей всего 4 часа. Освободившееся время студенты потратили на помощь родителям по хозяйству, подготовку домашнего задания, посещение спортивных секций, прогулки с друзьями.

ВЫВОДЫ

Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Социальные сети — это большой технологический и культурный прорыв в развитии интернета. Их становится все больше, они открывают новые возможности, это вызывает интерес и затягивает. Но, в работе с социальными платформами нужно быть осторожным, чтобы они не обратились во вред. Нет ничего плохого в возможности знакомиться с людьми по интересам, находить старых знакомых и реабилитировать прошлые связи, иметь удобный и доступный интерфейс для общения со своими друзьями, слушать музыку (и находить ее) и смотреть фильмы. Но реальную жизнь никогда не заменит никакая даже самая популярная социальная сеть. Но нужно понимать, что Интернет – это не форма и не цель жизни, а всего лишь помощник по жизни и новое занятие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью современного человека. Сети уже очень глубоко проникли в нашу жизнь и продолжают набирать популярность, влияние их на людей до сих пор недооценивается. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета.

Современные тинейджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени. Подростки не представляют жизнь без Интернета. Трудно найти подростка, который не был бы зарегистрирован в какой-либо социальной сети, хотя социальные сети отнимают много реального времени, за которое человек мог успеть сделать и узнать много нового и интересного.

Проблема понимания и предупреждения возможного негативного воздействия социальных сетей на молодежь является на данный момент времени практически неопределенной как для специалистов (врачей, психотерапевтов, специалистов по социальной работе, психологов и педагогов), так и для родителей.

Интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не быть основой всей нашей деятельности!

ЛИТЕРАТУРА

Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. — М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2009. — 167c.

Википедия – — wikipedia.org/wiki/, доступ свободный.

Собкин В.С., Евстигнеева Ю. М. Подросток: виртуальная и социальная реальность. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск X. — М.: Центр Социологии Образования РАО, 2001-б.

Серия статей – – Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы, 2015г

Научно-исследовательский центр «Социосфера»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3

Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях?

Сколько времени в день Вы проводите в социальных сетях?

Сколько времени Вы можете прожить без социальных сетей?

Влияют ли социальные сети на Вашу успеваемость?

Заменяет ли Вам Интернет общение в реальном мире?

Считаете ли Вы себя Интернет-зависимым?

Результаты эксперимента:

Содержание

Введение………………………………………………………3

Критический анализ литературы……………………………4

Конвенция ООН о правах ребенка………………………….7

Особый правовой статус несовершеннолетних

и задачи по защите прав детей………………………..…….9

Социальная защита школьников и дошкольников……….13

Особенности социальной защиты воспитанников

детских домов………………………………………………15

Социальная защита детей инвалидов………………………17

Какие проблемы мы видим на уровне законодателей?……19

Статистические исследования……………………………..22

Заключение……………………………………………….…23

Вывод………………………………………………………..24

Приложение………………………………………………….25

Список используемой литературы………………………….26

Введение.

Актуальность.

Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные права каждого живущего на Земле ребенка, взяв на себя обязательства по соблюдению и особой защите его прав и свобод. Этот документ называется Конвенцией о правах ребенка, и он был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

Сегодня на всех уровнях власти в России есть понимание базовых ценностей, без которых невозможно развитие страны. В послании Президента России Медведева мы услышали, что от решения проблем семьи и детства зависят само существование и будущее процветание России как государства; без инвестиций в образование и социальное развитие подрастающих поколений Россия превратится в государство с отсталой сырьевой экономикой без социальной и интеллектуальной перспективы;

Вопрос в том, как этого добиться, какие законодательные, социальные, экономические, культурные механизмы необходимо задействовать, чтобы заявленные цели были достигнуты.

Дети – особая социальная демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они – тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экономические, экологические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.

Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям – неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей.

В социальные права детей входит право на социальное обеспечение, социальную защиту и страхование. Социальное обеспечение включает реализацию мер по осуществлению, в основном, материальной поддержки населения, в том числе и детей. Целью социальной защиты является предоставление различных услуг, способствующих нормальному развитию детей. Это могут быть услуги по психологической, педагогической и другой поддержки детей в школах, детских домах, приютах и других учреждениях. Социальное страхование предусматривает компенсацию в денежной или материальной форме, при наступлении определенных событий (страховых случаев) лицам, заключившим страховой договор.

Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.

Целью данной работы является изучение социальных прав детей в России.

Задача данной работы является изучение социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты детей в России.

Объектом данной работы является дети в России.

Предметом являются социальные права детей. То есть социальное обеспечение, социальная защита и страхование.

Гипотеза.

Если социальные права детей в России будут четко установлены, то общее положение детей улучшится, при условии, что эти права будут исполняться, и дети будут знакомы с этими правами.

Критический анализ литературы.

В данной работе использовались, в основном различные нормативно-правовые акты. Такие как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Конвенция ООН по правам ребенка, а так же Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Конституция Российской Федерации наиболее четко отражает права и обязанности граждан России. Здесь, конечно, закреплены и права детей. Однако, в семейном кодексе эти права рассмотрены в более крупном масштабе. Здесь, кроме права на социальное обеспечение или право на образование рассмотрено такие права, как имущественные, право на имя и фамилию, право на общение с родителями и другими родственниками и т.д. Семейный кодекс хорошо изложен в книге Л. М. Пчелинцевой «Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации». Здесь кроме статей кодекса, имеются и комментарии к каждой.

Что касается международных документов, то, как уже было сказано, здесь использовались Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей и Конвенция по правам ребенка. В Декларации, в основном, содержатся права, связанные с семьей ребенка. Такие, как право ребенка находится в семье, право на имя и фамилию; так же здесь указаны основные правила передачи ребенка на воспитание в другую семью или усыновление. Тем не менее, Конвенция по правам ребенка является самым «всеобъемлющим» документом среди всех подобных. Здесь, как и в Декларации рассматриваются права ребенка на семью, правила передачи ребенка на воспитание или усыновление. Также, здесь рассмотрены права детей на жизнь, на сохранение своей индивидуальности. Права детей на собственное мнение и на отстаивание своих интересов в суде и другие права.

Для работы над второй частью использовались следующие источники: право социального обеспечения, государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации 1993г.» и другие источники.

В книге «Право социального обеспечения», достаточно широко отражает новейшее положение законодательства в области социального обеспечения. Здесь изложены основные виды социального обеспечения: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и др.

В Государственном докладе «Положение детей в России» изложено не только детей в России, но и так же права детей, основные нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение прав ребенка, приводится статистические данные по различным аспектам жизнедеятельности детей в России.

При работе над параграфом «Социальная защита детей» была использована книга «Основы социальной работы» под редакцией П. Д. Павленка. Социальная защита детства здесь рассматривается как социальная защита школьников, социальная защита детей являющихся воспитанниками детских домов, а так же правовая и материально-экономическая база социальной защиты детства.

Помимо этого здесь использовались некоторые материалы сети интернет. Использовались такие сайты как, например, www.un.org, а так же www.seprava.ru. На первом сайте полностью изложены все статьи Конвенции ООН по правам ребенка, кроме этого там находится и вводная часть к Конвенции и приложение к ней.

На сайте www.seprava.ru полностью рассмотрены основы социального обеспечения, включая социальное страхование детей в России.

Права детей так же хорошо изложены в различных нормативно-правовых актах, которые, в свою очередь, изложены в «Антологии социальной работы», составленную М. В. Фирсовым.

Конвенция ООН о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка была принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года. За десять лет до этого, в 1979 году, объявленном Организацией Объединенных Наций Международным годом ребенка, правительство Польши инициировало обсуждение вопроса о принятии конвенции о защите прав ребенка. Хотя положения, касающиеся детей, и были включены в более ранние международные договоры о правах человека, многие государства отметили настоятельную необходимость принятия более всеобъемлющего документа о правах ребенка.

Во многих государствах существуют законы, направленные на защиту детей, но в реальности многие из этих стран не заботятся о соблюдении собственных стандартов. Кроме того, во многих государствах большая часть детей иммигрантов и беженцев не пользуется теми правами, которые имеют коренные жители. Дети страдают от нищеты, жестокого обращения, недостаточного внимания, эксплуатации, беспризорности и поддающихся профилактике болезней. Нарушения прав ребенка включают высокую младенческую смертность, неадекватную медицинскую помощь, детский труд и опасные условия труда, торговлю детьми, детскую проституцию и порнографию, ограниченные возможности получения образования, а также наличие центров заключения несовершеннолетних преступников и судебных систем, которые не предусматривают особого обращения с детьми. Детей также вовлекают в войны в качестве солдат, и они часто становятся жертвами вооруженных конфликтов.

Ввиду необходимости выработки всеобъемлющей совокупности прав ребенка первоначальный проект конвенции был одобрен, подвергнут правке и расширен в ходе проходивших в течение нескольких лет обсуждений в рабочих группах. Наконец, по прошествии десяти лет после первого предложения Конвенция была единогласно принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1989 года. В течение нескольких месяцев Конвенцию официально подписали 20 государств, после чего она вступила в силу. К концу 1990 года она была подписана 57 государствами. Еще никогда в истории так много государств не ратифицировали конвенцию о правах человека столь быстро. Сегодня КПР подписана и ратифицирована почти всеми странами мира.

В 54 статьях и двух факультативных протоколах закреплены основные права всех детей младше 18 лет независимо от места проживания. Конвенция не предусматривает иерархию прав. Они неделимы, взаимосвязаны и одинаково важны. Эти права включают право на жизнь, право на выживание, право на полное развитие своих возможностей, право на защиту от всех видов дискриминации, право на жизнь в безопасной и здоровой среде, право на выражение своего мнения, а также право на участие в жизни семьи, культурной и социальной жизни. Конвенция стала первым юридически обязательным документом, гарантирующим гражданские и политические, а также экономические, социальные и культурные права.

Несмотря на то, что Конвенцию подписали практически все государства, ни одно из них не может утверждать, что соблюдает и защищает все статьи. Исходя из этого, нормы Конвенции используются в качестве критериев, на основании которых можно оценить прогресс. Эти нормы также используются при оказании правовой помощи, когда иски о нарушениях подаются в региональные суды по правам человека, такие как Межамериканский суд по правам человека или Европейская комиссия по правам человека. Государства также обязаны периодически представлять Организации Объединенных Наций доклады о ситуации в области прав ребенка.

Особый правовой статус несовершеннолетних

и задачи по защите прав детей

В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в Российской Федерации специальных правовых средств по защите ребенка. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.

Я бы обозначила четыре главные задачи в этом направлении:

— максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

— приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

— создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения; уход от административно – карательных норм к профилактическим.

— законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Что сделано на федеральном и региональном уровне власти?

Определенные шаги в данном направлении государственные органы за последние годы сделали. Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, начиная с девяностых годов принято более 100 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.

Особенно важное значение имеет закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в РФ.

Если обратиться к нормам закона, то в пятой статье содержится перечень полномочий, которыми владеют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в России.

Органы государственной власти Российской Федерации имеют 5 полномочий:

1) устанавливают основы федеральной политики в интересах детей;

2) выбирают приоритетные направления деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

3) формируют и реализуют федеральные целевые программы защиты прав ребенка и поддержки детства, а также определяют ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

4) устанавливают порядок судебной защиты и судебную защиту прав и законных интересов ребенка;

5) исполняют международные обязательства Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

Органы государственной власти субъектов Российской – 2 полномочия:

1) реализуют государственную политику в интересах детей;

2) решают вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Перечень полномочий, которыми обладают органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, нормативное регулирование в региональном законодательстве носит, если так можно выразиться, поддерживающий характер (социальной поддержки и социального обслуживания!) Пользуясь предоставленными им правами, депутаты областной Думы принимают законы, постановления, обращения по различным аспектам регулирования прав и законных интересов детей. У нас есть также право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации, которым мы пользуемся ежегодно.

Какие вопросы социального обслуживания и социальной поддержки детей – сирот, безнадзорных детей, детей – инвалидов в настоящее время закреплены в региональном законодательстве? Что мы имеем право регулировать?

Всего принято больше десятка областных законов, направленных на защиту прав несовершеннолетних, профилактику правонарушений среди них. Назову наиболее значимые:

«О мерах по социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории республики Башкортостан».

«О мерах по реализации федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

«О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством,

«О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей, проживающим на территории республики Башкортостан» и др.

Социальная защита школьников и дошкольников.

В России существует исторически закрепленная система социальной защиты подрастающих поколений. В её структуру входили церковные и монастырские приюты, ремесленные школы, общинные школы с интернатами при них. Социальной преемственностью отличаются детские сады, ясли.

В современных условиях плата за содержание детей детских садах и яслях дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально незащищенные совсем освобождены от неё. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях зависит от потребностей и возможности семьи. Порой дети находятся в детском саду пять дней в неделю.

Воспитание в детских учреждениях стоится по апробированным программам. Его необходимым элементом является обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействие с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствует оздоровлению и лечение дошкольников, для чего предоставляются льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, летних дачах.

Широкий круг мероприятий предусмотрен для детей, имеющих проблемы со здоровьем и отклонение с развитии. Существуют специализированные детские сады, цель которых – подготовка к обучению в обычных школах, однако некоторая часть дошкольников с серьезными проблемами со здоровьем получают подготовку для обучения в специальной школе.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, а так же эффективная специализация.

Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов. Профориентация школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений – один из важнейших путей решения задач социальной защиты. Однако эта работа затруднена отсутствием какой-либо кадровой политики, что обусловлено экономическим кризисом. Тем не менее, разработаны и проводятся перспективные социальные мероприятия. В большинстве училищ организованы учебные группы для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Так, благодаря сотрудничеству Пушкинской школы для детей с отклонениями в развитии и мебельного комбината выпускники получают начальную профессиональную подготовку в школе, специализацию и рабочее место на комбинате, а предприятие решает кадровую проблему.

Социальная работа в школе проводится учителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами, выступающими от органов социальной работы, предприятий и общественности. Вместе с тем надо отметить, что кадровая проблема в области социальной защиты дошкольников и школьников остается сложной в первую очередь по экономическим причинам. Именно они тормозят увеличение числа специалистов непосредственно занятых социальной защитой подрастающего поколения.

Особенности социальной защиты воспитанников детских домов.

Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать их виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизационные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а так же к детям, которых выбирают на усыновление.

Жизнедеятельность воспитанников детских домов организована так, что они постигают функции членов семьи, — мальчики выполняют доступные им столярные, слесарные работы в спальнях, столовых, игровых комнатах, поддерживают чистоту и порядок во дворе; девочки сервируют стол, делают мелкий ремонт одежды, участвуют в создание уютного интерьера. Воспитанникам прививается чувство доброжелательности к членам группы и чужим детям.

Формирование социальной защищенности выпускников детских домом имеет свои особенности. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи. Обычно её оказывает семья. Выпускникам же детского дома выдают такие незначительные пособия, что на них нельзя начать жить самостоятельно. Положение обострилось с сокращением числа профессиональных училищ и техникумов, способных принять детей, нуждающихся в социальной помощи. Всё это требует создания института тьюторов для выпускников детских домов. Сейчас эта работа ведется на общественных началах.

Тьюторы помогают создавать связи с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, которые способствуют социально-профессиональному самоопределению выпускников детского дома, приему детей в социально-депривированных.

Основной задачей детского дома является специализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим.

Социализация личности воспитанников будет проходить с большей эффективностью, если улучшиться психологический климат в детском доме. Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости.

Социальная защита детей инвалидов.

Немаловажной является проблема прав детей-инвалидов. В частности, это относиться к их праву на образование в обычных общеобразовательных школах. По этому поводу международный день защиты детей в Москве, на Васильевском спуске, организации инвалидов провели уличное театрализованное представление. Активисты Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», Ассоциации «Даун синдром», шоу-группы «Даун Синдром» и дуэт «Котофей» подготовили импровизации-скетчи на основе положений Конвенции ООН о правах ребенка: «Дети должны расти в семье», «Дети должны учиться», «Дети имеют право на образование», «Дети должны иметь детство».

В одной из первых сценок Карабас-Барабас грозно отгонял родителей от детей инвалидов и кричал, что ребенок с отклонениями в развитии должен воспитываться в интернате. Действительно родителям детей-инвалидов врачи, как правило, настойчиво советуют отдать ребенка в интернат, поскольку там ему смогут обеспечить надлежащий уход. И большинство родителей соглашаются с тем, что это – оптимально решение проблемы. Первого июня события развивались по другому сценарию: родители и дети объединились, не испугавшись Карабаса-Барабаса.

В другом скетче в общеобразовательную школу пытались поступить «нестандартные ученики». Русалочке, которой непременно хотелось учиться вместе с обычными детьми, директор школы отказывал на основании, что в школе нет воды и неоткуда взять средства на то, чтобы держать для одной ученицы. Льву, пожелавшему поступить в школу, предложили пройти простейший «экзамен» — сложить пирамидку – «из-за неуклюжести лап» отказали в приеме. Кроту объяснили, что кротов в эту школу вообще не берут, а когда он стал возражать, попросили выполнить задание, записанное на доске. Крот его, ясное дело не увидел. Но кончилось всё хорошо. На сцену вышел принц и объявил, что по новому указу всех троих теперь принимать в школу. Несмотря на то, что право детей-инвалидов учиться в системе общего образования зафиксировано в федеральном законодательстве, пока что развязка этой сценки исключительно сказочная.

Конвенция о правах ребенка вступила в силу в 1990 году. Статья 23 Конвенции провозглашает право ребенка-инвалида «на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Однако многие её положения на практике не выполняются. Своей акцией они стремились показать, что дети-инвалиды, если создать для них надлежащие условия не изолировать от семьи и сверстников, могут вырасти гармоничными, уверенными в себе людьми, стать полноценными членами общества.

День 1 июня – столько праздник, сколько повод напомнить взрослым – обществу и государству – о своих обязанностях по отношению к детям-инвалидам. Они надеются, что уже следующее 1 июня у них будет больше повода порадоваться.

Как видно из данной статьи, организаторам этой акции в игровой форме удалось отобразить проблемы детей-инвалидов и донести эти проблемы до «здоровых». Это позволило им более ярко и более четко показать то, с чем сталкиваются дети-инвалиды при поступлении в обычную общеобразовательную школу.

Какие проблемы мы видим на уровне законодателей?

В самом обобщенном виде, без детализации, я бы сформулировала четыре проблемы, которые пока не решены.

Качество законодательства и федерального, и регионального не отвечает современным требованиям: Много норм дублирующих друг друга, отсутствуют механизмы реализации принимаемых актов. Огромное количество законов создает иллюзию полноценного регулирования общественных отношений в области защиты прав ребенка, однако реальный правопорядок складывается совершенно иным образом (от принимаемых решений в жизни ничего не меняется), нет экспертизы и мониторинга правоприменительной практики. Термины и понятия, используемые в федеральных законах и других нормативных правовых документах, предполагают широкое толкование, многое отдается на усмотрение чиновников. Например: особые условия, дети с ограниченными возможностями – дети, имеющие инвалидность. Как определяется, чем измеряется тяжелая жизненная ситуация, социально опасное положение семьи, ребенка и так далее…

Государственные социальные институты, которые сегодня наделены функциями защиты прав ребенка, на деле не всегда полноценно ее реализуют в силу несовершенства законодательства, недостатка финансовых средств, отсутствия необходимых кадров. Возможно, такая ситуация складывается из-за незавершенности процесса реформирования многих социальных институтов. Велика нагрузка на инспекторов по делам несовершеннолетних, специалистов по опеке и попечительству. У нас не выработан стандарт помощи семье с несовершеннолетними детьми ни на федеральном, ни на областном уровне.В стране и регионах нет единого органа, который бы координировал деятельность всех государственных органов по защите прав ребенка, осуществлял контрольные функции, оказывал методическую и юридическую помощь. В предшествующем году обсуждалась создание Федерального агентства по защите прав ребенка с координирующими функциями. Сегодня обсуждается возможность введения института уполномоченного по правам детей в рамках развивающегося на федеральном и региональном уровнях института уполномоченного по правам человека. Кто-то выступает за независимость уполномоченного по правам ребенка, кто-то категорически против этого. К сожалению, обсуждение этого важнейшего для детства института осуществляется крайне кулуарно и часто сводится к вопросу «Кто главный?». В 16 субъектах Российской Федерации реализуются пилотные проекты. Думаю, что время и практика жизни покажут, в каком направлении мы будем двигаться.

На сегодняшний день я вижу, что только два института в нашей стране: семья и школа при поддержке государства и общества в состоянии решать проблемы защиты прав несовершеннолетних детей, заниматься профилактикой правонарушений, работать системно и комплексно с привлечением общественных организаций. Все остальные экспериментальные проекты пока не получают широкого применения в нашей стране в силу различных причин. Я остаюсь прагматиком и знаю, что эти два базовых института закладывают фундамент личности ребенка.

Семья – опора государства, имеет решающее значение в социализации детей, в социально-экономическом развитии государства. В защите и социальной поддержке нуждается каждая семья с несовершеннолетними, а не только проблемная. У нас обычная полная семья с двумя детьми и родителями бюджетниками автоматически оказывается за чертой бедности или на грани бедности.

Школа также опора государства. Нам нужна новая школа, нам необходимо здоровое, умное и трудолюбивое поколение. Нам нужно настойчиво объяснять детям и показывать на примерах других, что хорошее здоровье и бесплатное среднее образование – это единственный бесплатный стартовый капитал, который непременно им пригодится во взрослой жизни, в условиях рыночной экономики. Необходимо заниматься культурно – просветительской работой, повышать правовую культуру детей, научиться грамотно и последовательно отстаивать права и ценности маленького человека.

Статистические исследования

Согласны ли вы с мнением: «Дети- особая социальная демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная.»

ДА НЕТ

39% 61%

Какие социальные права детей вы знаете:

Право на жизнь и свободу 98%

Право на имя 91%

Право на жильё 83%

Право на бесплатное образование 100%

Право на бесплатную медицину 100%

Право на страхование 84%

Право на получение детских пособий 92%

Право на свободу вероисповедания 76%

Право на труд и свободный выбор профессии 69%

В каких документах прописываются права детей:

Конституция РФ 100%

Конвенция ООН о правах ребенка 69%

Государство РФ реализует политику в интересах детей?

ДА НЕТ

84% 16%

Кто в школе в первую очередь предоставляет интересы детей:

Классный руководитель 46%

Заместитель директора по воспитательной работе 13%

Директор 9%

Психолог 12%

Учитель 17%

Социальный педагог 3%

ЗАКЛЮЧЕНИЕВ соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 26, 27). В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в Российской Федерации был принят ряд мер по усилению адресной государственной поддержки детей и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, предоставлению некоторых льгот, связанных с охраной здоровья, по поддержанию общеобразовательных учебных заведений, детских дошкольных учреждений в условиях развития рыночных отношений.

К сожалению, в силу недостатка финансовых средств, многое из перечисленного пока осуществляется непоследовательно и крайне медленно.

Тем не менее, за последние годы многое удалось сделать в сфере социальной защиты и социального обеспечения детей. Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

Наибольший прогресс достигнут за последние два года в сфере пенсионного обеспечения. Невзирая на все недостатки, присущие начавшейся пенсионной реформе, в новых законах удалось прописать достаточно понятную систему приобретения прав на трудовые пенсии, условия назначения пенсии в рамках государственного социального обеспечения, четко разделить источники финансирования и установить правила расчета пенсии, обеспечивающие связь размера пенсии с предыдущим страховым стажем и заработной платой.

ВЫВОДНовые нормативно-правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения.

После принятия Конституции РФ в 1993 году спор о возможности прямого применения международных норм получил свое разрешение. Сегодня на конституционном уровне закрепились приоритеты международных норм над внутригосударственными Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования социального обеспечения и социальной защиты, составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения и социальной защиты.

В подтверждение моей гипотезы следует отметить, что действительно, при установлении прав человека на международном и федеральных уровнях, устанавливаются и права ребенка. Следовательно развитие этих прав влияет на общее положение детей. Права детей изложены в множестве нормативно-правовых актов, как на российском, так и на международном уровнях.

Таким образом, следует отметить что, социальные права детей в России находятся на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также развивается система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, а так же формы помощи матерям и беременным женщинам.Однако из-за финансовых трудностей социальные права детей не могут быть реализованы в полном объеме.

Приложение

ПРАВА ДЕТЕЙ ПО ВЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ

ВОЗРАСТ ПРАВА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДАННОМУ ВОЗРАСТУ

С момента

рождения Способность иметь гражданские права и обязанности – гражданская правоспособность – гражданство

Имя, отчество, фамилия (с момента регистрации)

Пособие по случаю рождения, по многодетности и мало обеспеченности

Прием в дом ребенка. Прием в ясли

До 1,5 лет Оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком

До 3-х лет Отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания

Право матери находиться с ребенком в больнице. Прием в детский сад

6-7 лет Поступление в школу

10лет

Усыновление только с согласия ребенка

Штраф за бесплатный проезд на транспорте

11лет Разрешается определение в спец школу, в воспитательное учреждение

14лет Изменение гражданства только с согласия ребенка

Определение в спец ПТУ

Наступает уголовная ответственность за убийства и другие тяжкие преступления

Ответственность (имущественная) за причиненный вред

До 15 лет Установление опеки над ребенком

15 лет Распоряжение собственным заработком

Совершение сделок с согласия родителей

Мелкие бытовые сделки (самостоятельно)

В исключительных случаях согласия профсоюза поступление на работу

Право вносить вклады в сбербанк

Установление попечительства

Получение паспорта

16 лет Поступление на работу с определенными льготами.

Наступление уголовной ответственности

Возможность вступления в брак по разрешению родителей

Право на посещение зрелищных мероприятий без ограничений

Право на приобретение табачных изделий

18 лет Совершеннолетие, полная дееспособность

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Антология социальной работы. В 5 т. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе. / Сост. М.В. Фирсов. – М.: Сварогъ – НФВ СПТ, 1995. – 544с.

Газета Русский Инвалид. М. Июль 2003 №7(133).

Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.», — М.: Дом. 1994. – 120с.

Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272с.

Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения / Сост. Галыгина Ю. Р. М. 1994.

Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. – М.: Юрайт-М, 2002. – 48с.

Лепихов М. И. Право и социальная защита населения в России. М «Былина», 2000. – 696с.

Международные акты о правах человека. Сборник документов – М.: Издательская группа НОМА-ИНФРА-М, 1998 –784с.

Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Под. Ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 288с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. – 750с.

Основы социальной работы: учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 395с.

Права, оплаченные страданием: Справочно-публицистическое издание для инвалидов и тех, кто рядом с ними / Ред.-сост. А. Г. Зебзеева. – Пермь: Здравствуй, 2001. – 320с.

Право социального обеспечения. Учебник / Под. ред. К. Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. – 328с.

Положение детей в СССР, 1990г.: Состояние, проблемы, перспектива.

Пчелинцева Л. М. Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, — 696с.

Технология социальной работы.: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

www. seprava. ruwww. un.org