Чем полезен роман отцы и дети современному читателю

Роман «Отцы и дети» Тургенева можно отнести к вечным произведениям, ведь центральная проблема, поднимаемая в нем, касается взаимоотношений представителей разных поколений. А время, как бы того не хотелось, остановить невозможно: все дети рано или поздно взрослеют, а им на замену приходят уже другие дети, которые строят свои планы, мечтают и стремятся вперед, и эти их желания не всегда совпадают с мнением старшего поколения. И они стараются отстоять свои новоиспеченные традиции, часто просто отвергая на корню все положительное, что было сохранено их предками.
чем полезен роман отцы и дети современному читателю
Эта проблема так или иначе была затронута писателями разных лет. Но наиболее ярко и запоминающееся она была описана именно Тургеневым. Главный герой романа Евгений Базаров старается отстоять свои взгляды на жизнь. Он старается доказать, что не останавливающееся время ведёт к радикальным изменениям в обществе, а значит все идеи и стремления, коими живет старшее поколение, сильно устарели и требуют замены.

Базаров — нигилист, то есть человек, который не принимает все то, что кажется ему не полезным и скучным. Для Евгения этот список возглавляет искусство, а именно стихи и музыка. Он признает только то, что возможно ощутить тактильно. Другими словами, потрогать. Базаров — материалист. Даже пользу природы он видит лишь том, что она дает материалы, из которых можно выстроить дом или что-то подобное. Он искренне не понимает, как можно получать эстетическое наслаждение от любования природой.

Базаров — типичный демократ-разночинец. Он очень трудолюбивый, не может и минуты просидеть без дела. Базаров — реалист и практик. Все свои идеи он старается проверить опытным путем. Поэтому даже находясь на отдыхе в имении отца его однокурсника, он каждый день проводит исследования. Все эти качества возможно отнести к положительным, что доказывает, что молодые могут принести пользу людям.

У главного героя произведения огромная сила воли, сформировавшийся характер, развитый ум, редчайшая любовь к труду. Но при этом в его образе сосуществуют немало отрицательных черт. К тому же автор осознано сгущает краски, дабы четко показать негативные стороны характера Базарова, а, следовательно, и недостатки нового поколения разночинцев конца 19 века. К ним можно отнести показное безразличие к некоторым вещам, например, к поэзии. Не является украшением этого поколения и открытое неприятие чувств, любви. В поведении таких, как Базаров, присутствует эгоизм и даже жестокость.

В произведении образ молодого нигилиста противопоставлен образу Павла Петровича Кирсанова, человека в возрасте, воспитанного по другим канонам. Он явный идеалист, представитель либерального дворянства. Много лет назад он влюбился в некую княгиню. Эти искренние чувства породили драму, изменившую всю его жизнь, любовь забрала силы у некогда открытого активного человека. Когда Евгений узнал историю Павла Петровича, то дал ей лишь жестокую характеристику, не желая вникать в то, что в душе человека может до сих пор таиться боль по утраченному.

Базаров не принимает романтизм, смеется над сентиментальностью, сводит все к разуму и материализму. Чуткий Павел Петрович сразу же не принимает Базарова, видя в нем своего антипода. Их споры, столкновения, которые демонстрируют два типа людского видения жизни, обязательно вызовут интерес.

У каждого из поколений есть своя точка зрения, которую они готовы отстаивать. Спор между Евгением и Павлом Кирсановым дают читателю понять, что консенсус между разными поколениями невозможны. Они будто живут в разных мирах.

Конечно, старшее поколение имеет опытом, знания, но нельзя отвергать, что время каждый день движется вперед, и все же последнее слово говорит поколение «детей». Необходимо лишь научится сохранять лучшее и проносить его вперед через годы и даже столетия, отряхивая всю ненужную негативную мишуру.

Современен ли роман “Отцы и дети”

Каждое поколение считает себя

более умным, чем предыдущее, и

более мудрым, чем последующее. Д. Оруэлл

План

I Характеристика Е. Базарова.

II Поколения “отцов” и “детей”.

1. Сравнение поколений.

2. Ошибочные взгляды Базарова.

3. Образ нового поколения.

III Актуальность романа в наши дни.

Роман поистине является шедевром русской литературы. Произведение отличается постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Центральное положение в романе занимает Евгений Базаров. В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца, демократа Базарова, «человека дела, а не слов». Он представитель нового молодого поколения. Это практический человек, идеалов и авторитетов для него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. «Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои», — полупрезрительно говорит Базаров. По своим умственным достоинствам Базаров гораздо выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до истины, широкий кругозор и критическое отношение к действительности, чувство собственного достоинства — вот характерные черты Евгения Базарова. Это человек из другого мира, из иной среды. Тургенев показал своего героя одиночкой, который в дальнейшем понимает, что его «нигилизм» — это жалкое подражание сильной личности. Самого автора не удовлетворял ни лагерь «отцов», ни «детей». Он не смог полюбить Базарова, но признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц. Представители прошлого поколения изображены с беспощадной верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет Россия.

Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе. Ни Онегины Пушкина, ни Печорины Лермонтова, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент нужно изменить в обществе, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью пользу обществу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаров, обладатель столь редких и ценных качеств, нужен России.

Но, по мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но «умирает, не сделав ничего». Есть в нем и отрицательные черты. Базаров бездумно отрицает все вещи, которых даже не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо. Любовь для Евгения — это всего лишь физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой. После этого он вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича, порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. В прощальных словах Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: «Я нужен России?… Нет, видно, не нужен…» Таким образом, истоки страданий Базарова — преждевременность появления, отсутствие союзников и мучительное одиночество.

В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет; и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я…” Особенно значительны размышления Николая Петровича, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет, не одна только молодость”.

Что касается проблем, возникших в романе, то можно сказать, что в обществе всегда будут происходить разногласия между поколениями. Будь-то вопросы, связанные с природой, культурой, или любовью. Но, по моему мнению, в романе рассматриваются проблемы не как отношений между поколениями, а в целом проблемы общества. Ведь, человек, думающий по-новому, увлекающийся наукой, не смог найти свое предназначение в обществе. Этот человек – Евгений Базаров. Да, он ошибался, отрицая всё: любовь, искусство, чувства. Я думаю, с его стороны, это был еще юношеский максимализм, за который он поплатился в жизни.

Я считаю, что и название романа “Отцы и дети” можно интерпретировать по-разному. Во-первых: это взаимоотношения между поколениями. Но также это отношения людей разных взглядов и социального положения. Дворяне, аристократы, считавшие себя выше всех, можно отнести к одному лагерю. С другой стороны им противостоит один человек, . Таким образом, к “отцам” можно отнести и Кирсановых, и Одинцову, и даже последователя Базарова, Аркадия. В конце концов, он осознал, что гораздо удобнее ничего не менять, оставаться в среде отцов. А в поколение “детей” относится лишь один человек. Это – Евгений Базаров, образ нового поколения. Он не нашел союзников и остался в одиночестве. Этот персонаж погиб, потому что сам автор не знал, как бы в дальнейшем сложилась жизнь Базарова. Возможно, для таких людей еще не пришло свое время. В этом состоит основная проблема общества.

Современен ли роман? Несомненно, потому что всегда будут появляться люди, подобные Базарову, старающиеся как-то изменить мир, но общество не будет принимать таких людей, не похожих на остальных. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Современник Тургенева, критик Писарев увидел в романе “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Из-за чего произведение “Отцы и дети” остается актуальным и в наши дни.

http://mugalim. ru/

Русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева называют классиком русской литературы за то, что он создал произведения, которые переживут века.

Одним из таких произведений является роман quot;Отцы и детиquot;. Очень удачно также подобрано название. Сразу вырисовывается основная сюжетная линия — конфликт отцов и детей. Эта проблема актуальна во все времена.

Тема романа всегда актуальна: отношения между поколениями, противопоставление взглядов и мышлений, борьба прогрессивного нового и консервативного старого.

Конечно, роман актуален и сегодня, и через сотню лет будет! Потому что отношения между отцами и детьми всегда будут иметь преграды: молодые чаще дерзкие, ищущие, а старшее поколение… мудрее и спокойнее. Есть среди нас и Базаровы, и ведомые ими Аркадии, и Фенечки с Одинцовыми… Ничего

не меняется, кроме формы — нигилизм все-таки — это течение ХIХ века. Но идея романа неизменна

Роман Отцы и дети будут виртуальным любое время всегда разбираются проблемы между отцами и детьми одни не могут понять других А родители смотрят на ситуацию со своей точки зрения дети смотрят со своей поэтому проблема очень актуальна и если будет какой-то такой Роман похожи на отцов и детей я его постараюсь прочитать

Интересно, что даже люди никогда не читавшие Тургенева, при слове quot;Отцы и детиquot; сразу понимают, что речь в романе идет о вечном конфликте поколений, о конфликте нового и старого, о конфликте взглядов на жизнь. Это тема, которая никогда себя не исчерпает, по крайней мере пока человечество будет существовать. Всегда наши дети будут спорить с нами отстаивая право на собственные взгляды, а мы будем пытаться их вразумить, ведь прожитые годы и накопленный опыт учит нас совсем иному взгляду на вещи. Не обязательно современным детям становится нигилистами и презирать человечество, это как раз сегодня не модно, но иначе представлять свое будущее они точно будут. В какой бы форме этот конфликт не проявлялся, он всегда очень болезнен и для родителей и для детей.

Роман И. С. Тургенева quot;Отцы и детиquot; будет актуален всегда, потому что его главная тема — конфликт между поколениями, а уж он-то будет вечно, пока идт смена поколений. quot;Детямquot; всегда кажется, что quot;отцыquot; заняты не так и не тем, а quot;отцыquot; не одобряют то, как их quot;детиquot; разбазаривают жизнь на какие-то странные ненужные занятия.

С другой стороны, роман И. С. Тургенева описывает время, в которое создавался, — 60-е гг. XIX ст., поэтому в нм описаны характерные для этого времени события в русском обществе, причм сделано это с позиции quot;отцовquot; — насмешливо, иногда почти с сарказмом.

Взять хотя бы quot;эманципеquot;, как она показана:

Нам ещ ничего не сказано, но читатель уже подготовлен к негативной составляющей в восприятии образа Кукшиной: она и неопрятная, и растрпанная, и горностай у не старый и нечистый какой-то, и говорит она лениво, и журналы у не хоть и валяются повсюду, но хозяйка их не читает, потому что в те времена страницы в журналах нужно было разрезать самостоятельно, это был часто встречающийся полиграфический брак, обусловленный необходимостью удешевить производство. Неразрезанные страницы бывали и в книгах. Словом, во времена И. С. Тургенева было просто понять, читает ли человек книги или просто держит для придания себе пущей важности.

(Таким был нож для разрезания буаги А. С. Пушкина, фото из его музея-квартиры в Петербурге).

Шаг за шагом перед нами открывается образ без единой положительной черты. Мадам Кукшина провинциальна, неопрятна и просто вульгарна:

В нежном школьном возрасте, когда я впервые читала это произведение, то меня донимал один детский вопрос: а что было бы, мадам Кукшина была не провинциальна, а со столичным лоском, если бы она была на радость мужскому глазу причсана и одета в новое чистое платье, звучало бы сказанное ею глубже или умнее? Автор намеренно смешивает перечисление каких-то внешних недостатоков героини и неопрятности е жилья, но при этом ни слова не говорит о содержательной стороне беседы. Исподволь получается, что некрасивая женщина в несвежем платье не может судить о том, что такое индивидуальность, женщина, склонная к неумному поглощению шампанского, не может сказать ничего толкового о равноправии — все рассуждения мадам Кукшиной остаются вне повестования, лишь лозунги, поисающие в воздухе… Словом, женщина, чей вид не услаждает взор мужчины, а умение вести хозяйство не способно удовлетворить его стандарты комфорта, не может быть ни умной, ни глубокой, ни просто симпатичной.

Софья Ковалевская и Мария Складовская-Кюри, наверное, тоже не сильно впечатлили бы И. С. Тургенева, ибо тоже не отличались умением хорошо причсываться, а в быту были отнюдь не идеальными хозяйками. Мы-то знаем, что обе они были недюжинного ума учными, но опиши и их И. С. Тургенев в свом романе, было бы на двух Кукшиных больше.

Так что роман quot;Отцы и детиquot; с одной стороны всега будет актуальным, а с другой стороны ярко демонстрирует психологию своего времени.

Да, безусловно, так как такой роман хоть и создавался не в нашем веке, но при этом по своей сути и смысловой направленности, он не имеет временных рамок.

Ведь юношеский максимализм и даже нигилизм, это социальные проявления, которые, актуальны всегда, так как люди во все времена хоть и рождаются разные, но при этом, типология личности сохраняется и определенные группы и черты характеров отображаемых через тот или иной психотип, дублируются.

Тургенев безусловно гениальный писатель и произведение он создал великое.

Конфликт между поколениями, между Отцами и Детьми — — это фундаментальный, типичный конфликт для всех времен и народов.

Именно поэтому данный роман безусловно актуален в наше время, будет он актуален и в последующие времена.

Роман Тургенева quot;Отцы и Детиquot; будет актуален во во все времена. Конфликт поколений никто не отменял. Всегда старшее поколение будет считать, что оно умнее и лучше знает, как жить, какие решения принимать.

Роман актуален и будет актуален и в дальнейшем, я уверена в этом. Отношения между родителями и детьми -тема вечная, тема не проходящая.Конфликты поколений всегда будут. А писатель Тургенев изумительный, его слог читается легко и просто в любом возрасте: и в школьном и в пенсионном.

Тургенев является великим классиком нашей русской литературы. Его произведения легки и интересны для чтения, но обладают глубоким смыслом.

Роман Тургенева quot;Отцы и детиquot; не может потерять своей актуальности, ведь он затрагивает важные жизненные вопросы. Главная тема в романе — это конфликт между поколениями, родителями и детьми. И каждый из нас согласится, что это противостояние можно наблюдать в любые времена.

Молодое поколение всегда думает, что родители их не понимают и придираются. А родители пытаются научить, показать детям, как лучше, но не всегда эта забота уместна.

Поэтому, в независимости от времени, тема quot;Отцы и детиquot; будет актуальной.

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

История создания

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала  «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.

Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

Характеристика героев романа

Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.

Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

  • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
  • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
  • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
  • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
  • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
  • Этот человек глубоко несчастен.

Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

  • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
  • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

Аркадий Николаевич Кирсанов  – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

  • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
  • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
  • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

Конфликт «отцов» и «детей»

Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

Главные темы

Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

Главные темы в романе «Отцы и дети»:

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Автор: Вероника Пакшина