Что такое полезная модель по 44 фз?

Владимир, добрый вечер.
Без формулировок документации трудно сказать наверняка.
Коллеги могут быть правы в том, что отказ возможен, однако хочу обратить внимание на то, что:
«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией»
Вы указываете, что «Участник в заявке указал лишь страну происхождения товара (сервера), указав конкретные значения всех требуемых по ТЗ параметров» — так что отказ по существу может быть незаконным.

Что касается формулировки отказа: «В заявке отсутствует указание на товарный знак, модель, что свидетельствует об их отсутствии, что допускается ст33 закона 44-ФЗ, однако, не существует оборудования ( сервера), не имеющего признаков его индивидуализации (наименование производителя, модели, товарного знака и/или других признаков отличия) и имеющего сертификат соответствия по электро-магнитной совместимости, требуемый в обязательном порядке при поставке данного оборудования» — то она не соответствует требованиям закона.
Требуется указание в решении об отказе » положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем«.
С уважением,
Балакин Кирилл

Автор: Жукова Мария 14 мая 2018

Рассмотрим, в каких случаях законодательство позволяет указать в документации конкретный товарный знак и о чем нужно помнить при формировании требований к продукции.

что такое полезная модель по 44 фз

Что такое товарный знак по 44 ФЗ

В соответствии со статьей 1476 ГК РФ, товарный знак (ТЗн) — это обозначение, которое служит для индивидуализации товаров.

В законе 44 ФЗ перечислены и другие средства индивидуализации, указание которых в документации строго ограничено:

  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • наименование страны происхождения товара.

Ограничение действует как в отношении словесного обозначения, так и изображения (рисунка, схемы и т. д.).

Как проверить, является ли товарным знаком

На этапе составления технического задания и оценки предложений участников у заказчика может появиться необходимость установить, зарегистрирована ли та или иная марка.

Для этого можно воспользоваться несколькими вариантами:

  1. Открытый реестр на сайте Роспатента. Однако поиск по этому сервису не очень удобен.
  2. База данных Института промышленной собственности. Услуга платная, срок получения информации — 1 месяц.
  3. Информационные сайты, где можно искать данные по названию, изображению, номеру знака.

Стоит отметить, что указание заказчиком незарегистрированного ТЗ в документах может также расцениваться контролерами как признак ограничения конкуренции.

Указание участником в заявке несуществующей марки продукта может быть основанием для отклонения.

Как прописать в документации по 44 ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ, госзаказчик вправе указать ТЗн в требованиях о закупке в следующих случаях:

  1. Со словами «или эквивалент». В этом случае в документации обязательно должны содержаться критерии установления эквивалентности продукции. Например, необходимо указать диапазон или конкретные значения по весу, размеру, другим техническим характеристикам, соответствие которым будет рассматриваться заказчиком как подтверждение эквивалентности. Участник должен будет либо в заявке указывать ТЗн, либо приводить марку своего товара и его показатели, соответствующие требованиям о эквивалентности.
  2. При условии несовместимости продукции других марок с той, которую использует госзаказчик. Ему следует обосновать необходимость использования конкретной марки и несовместимость товара других марок с имеющимися. Указание на ТЗн по 44-ФЗ означает поставку только указанной марки товара без слов «или эквивалент».
  3. При закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию. В этом случае заказчик должен иметь техническую документацию производителя, в которой указано, что запчасти должны использоваться только от конкретного производителя или что использование других марок может повлечь неблагоприятные последствия. Поставка эквивалентной продукции в этом случае не предусмотрена.

Указание на товарный знак в аукционной документации без слов «или эквивалент» означает, что участники в первых частях заявок должны будут дать согласие на поставку этой марки товара.

В случае если заказчик нарушит указанные ограничения, к нему будут применены нормы ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП с наложением штрафа до 50 000 руб.

Требования к продукции по закону № 223-ФЗ

Закон о закупках отдельными видами юрлиц не содержит правила указания в проектной документации ТЗн. Этот вопрос заказчик прописывает самостоятельно в Положениях о закупках. В большинстве Положений устанавливаются ограничения на использование средств индивидуализации продукта так же, как и в 44 ФЗ.

Но даже в том случае, если Положением такое ограничение не установлено, наличие марок в техзадании контролирующими органами может быть признано ограничением конкуренции.

Потребителю нужно подготовить обоснование необходимости закупки конкретной марки (например, несовместимость с имеющимся оборудованием).

Материалы, которые могут вас заинтересовать

Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить

В документации об электронном аукционе, заключаемом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», планируется помимо характеристик товара указать марку автомобиля («Toyota Camry»).

Можно ли в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки указать товарный знак или марку автомобиля, сопровождая словами «или эквивалент» (например, «автомобиль «Toyota Camry» или эквивалент»)?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Эти требования должны применяться в неразрывной связи с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, согласно которой документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Обратим внимание, что по контексту нормы требование включения слов «или эквивалент» относится ко всем случаям указания товарного знака — идет ли речь о поставке товара или о применении товара при выполнении работ, оказании услуг.

Данные требования применяются и при подготовке документации об электронном аукционе (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ).

При толковании положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ о включении в документацию указаний на товарные знаки и другие идентифицирующие товар результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации объектов интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1225 ГК РФ) возникает вопрос о том, к чему именно относится оговорка «если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки»: к самому указанию идентифицирующих товар объектов интеллектуальной собственности или к возможности ограничения при таком указании количества участников. По всей видимости, некоторые затруднения в толковании нормы имеются и у регулирующих и контролирующих органов. Так, в ответе на вопрос 15 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889 говорится, что «заказчик вправе при поставке товара указывать в описании объекта закупки товарный знак с обязательным включением слов «или эквивалент» только в том случае, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание объекта закупки. При этом обоснование отсутствия другого способа должно содержаться в документации». А в п. 3 письма ФАС России от 29.12.2014 № АК/54357/14 указывается, что эти положения устанавливают запрет на включение перечисленных в ней объектов интеллектуальной собственности исключительно в случае если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

На наш взгляд, из системного анализа законодательства следует, что правильнее вторая точка зрения.

В связи с этим отметим, что по общему правилу стороны договора могут согласовать покупку, например, автомобиля как какого-либо класса (категории), так и определенной марки и определенной модели (первое и (или) второе может являться товарным знаком, индивидуализирующим товар (п. 1 ст. 1477 ГК РФ), определенного цвета и определенного года выпуска и, наконец, конкретного автомобиля, индивидуально определенного номером шасси и (или) номером двигателя или государственным регистрационным номером. В том числе индивидуализировать товар путем указания товарных знаков «TOYOTA» и «CAMRY» или марки автомобиля — «Toyota Camry».

В отношении же контракта, заключаемого по итогам закупки по Закону № 44-ФЗ, установлены специальные правила, включая приведенные выше, из которых видно, что заказчик в документации о закупке не вправе указать конкретный товар и не вправе однозначно определить идентифицирующие товар характеристики и объекты интеллектуальной собственности. В то же время, например, заявка на участие в электронном аукционе, согласно п. 1, 3 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, может — и в первую очередь — содержать согласие участника закупки на поставку или применение при выполнении работ, оказании услуг товара, который описан в документации об аукционе указаниями на идентифицирующие его объекты интеллектуальной собственности, наименование страны происхождения товара. В ином случае заявка должна содержать идентифицирующие товар объекты интеллектуальной собственности, наименование страны его происхождения и его характеристики. В случае несоответствия характеристик предлагаемого товара значениям, указанным в документации, заявка отклоняется (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ). Сходные нормы можно увидеть и в разделах, касающихся иных способов закупки (п. 2 ч. 2 ст. 51 и ч. 3 ст. 53, п. 1 ч. 3 ст. 73 и ч. 7 ст. 78, ч. 10 ст. 83, п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 4 ст. 89 Закона № 44-ФЗ).

Здесь прослеживается общий принцип, согласно которому заказчик обязан описать товар, подлежащий поставке, «широкими» родовыми показателями, а уточнение этих показателей, определение конкретного товара, подлежащего поставке, осуществляется участником закупки в заявке на участие в закупке. Соответственно, указания на идентифицирующие товар объекты интеллектуальной собственности в любом случае могут приводиться в документации о закупке в качестве описания примера товара, удовлетворяющего требованиям заказчика. В случае если одновременно указано на возможность поставки эквивалента и приведен диапазон значений, определяющий возможность замены товара («значения эквивалентности», как указано в подп. «а» п. 1, подп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ), это не является нарушением закона.

Соответственно, можно сделать вывод, что ограничение количества участников в силу самого факта указания товарного знака законодателем не предполагается. Представляется, что то же должно быть верно и в отношении других идентифицирующих товар объектов интеллектуальной собственности.

Безусловно, указание идентифицирующих товар объектов интеллектуальной собственности может ограничивать число участников закупки, если документация о закупке не допускает возможности поставки эквивалента или если значениям внутри формально установленного диапазона значений эквивалентности не может соответствовать никакой иной товар. Однако вопрос о таком фактически имеющем месте ограничении количества участников закупки, очевидно, может решиться только в зависимости от конкретных обстоятельств дела (то же мнение выражено в письме ФАС России от 31.10.2014 № АЦ/44495/14).

Так, суды и антимонопольные органы приходят к выводу о наличии ограничения количества участников закупки, предметом которой является приобретение автомобиля, если указанные в документации технические характеристики, в том числе в совокупности с товарным знаком (маркой автомобиля), приводят к невозможности поставщиком предложить товар с аналогичными характеристиками, но с товарным знаком (маркой) иным, чем указан в документации (см., например, решение ФАС от 21.01.2015 № П-28/15, решение УФАС по РТ от 05.06.2014 № 123-кз/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.09.2015 № Ф08-6639/15 по делу № А01-2121/2014).

Надежда Верхова, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ  и  Артем Барсегян,  рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Обязательной частью любой закупочной документации становится описание объекта закупки. Оно входит в техническое задание и позволяет точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемого товара. Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ.

Что такое описание объекта закупки и для чего оно предназначено

Описание объекта закупки (ООЗ) – это перечень требований, которым должны отвечать закупаемые товары или услуги. Заказчик подробно перечисляет все необходимые ему технические и качественные характеристики продукции, которую он желает получить в итоге. 

При составлении описания объекта закупки заказчик должен ориентироваться на требования, установленные 44-ФЗ. Информацию о необходимых характеристиках товаров он может почерпнуть из соответствующих ГОСТов, сведений из ранее заключенных контрактов, общедоступных источников информации, а также коммерческих предложений торговых или производственных копаний.

Правила описания объекта закупки

Законодательно установлено несколько основных требований, которыми следует руководствоваться:

  1. При описании объекта закупки заказчик обязан использовать объективное описание. Оно не может включать в себя указаний на конкретные товарные знаки, производителя или страну изготовления. В случае крайней необходимости внесения таких сведений, обязательно должна присутствовать надпись о том, что допускается поставка эквивалента.
  2. При формировании ООЗ разрешено использовать только принятые в соответствии с законодательством РФ условные обозначения и терминологию.
  3. Разрешено дополнять ООЗ чертежами, схемами и фотографиями, которые помогут лучше разобраться в требуемых характеристиках товаров. 
  4. В случае закупки медикаментов, указывается международное непатентованное наименование лекарственного средства. При его отсутствии прописывается группировочное наименование.

В любом ООЗ должно быть указано пояснение, что поставляемый товар должен быть новым, ранее не бывшим в эксплуатации. Если заказчик предъявляет к товару слишком много требований, то потенциальный поставщик может обратиться в ФАС с жалобой на избыточные требования к продукции. Заказчик, который в этой ситуации не сможет подтвердить необходимость заявленных характеристик, будет привлечен к ответственности за попытку ограничения конкуренции.  

Как составить описание объекта закупки правильно

Для того чтобы соблюсти все требования законодательства и получить в итоге именно тот товар, который необходим, заказчик должен грамотно составить ООЗ. При этом необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Во время формирования ООЗ заказчик должен учесть все особенности закупаемой продукции или услуги. Обращать особе внимание следует на указание маркировок на товары, в которых могут быть зашифрованы конкретные характеристики.
  2. Под составленное описание товара должно подходить как минимум две модели различных производителей. Иногда заказчики так увлекаются расписыванием характеристик, что в итоге ни одно из ныне производящихся изделий не подходит под описание.      
  3. Прописывать нужно только те параметры, которые можно проверить без организации лабораторных исследований или привлечения специализированного оборудования.   
  4. Если товар должен отвечать требованиям ГОСТ, то достаточно просто указать его номер. Текст самого документа прописывать не нужно. 
  5. Откажитесь от формулировок: «не хуже», «или лучше» и так далее, так как они носят субъективный характер.
  6. Следите за правильностью указания единиц измерения. Достаточно простой опечатки, чтобы, например, вместо 5 м провода поставщик привез 5 мм провода.  
  7. При указании ссылки на ГОСТ, которому должен соответствовать товар, следите за тем, чтобы перечисленные характеристики ему не противоречили. 
  8. Запрещено указывать товарные знаки без ссылки на то, что к поставке допускаются и аналоги. 
  9. Не копируйте информацию с разных сайтов в интернете. Информация на них не всегда бывает достоверной. Может оказаться так, что это описание соответствует только одной модели. 

В любой закупочной документации должна содержаться инструкция по оформлению заявки. Составлять ее нужно после того, как вы сформировали ООЗ. Так вы сможете конкретизировать требования технического задания, и участникам будет проще разобраться в том, какой именно товар нужно поставить. Кроме того следует правильно подобрать наименование объекта закупки.

Распространенные ошибки заказчиков и мнение ФАС по этому поводу

Заказчики нередко допускают ошибки при составлении ООЗ. Но иногда жалобы участников оказываются и не обоснованными, поэтому такие ситуации приходится рассматривать в ФАС и суде. Среди самых распространенных спорных обстоятельств можно выделить:

  • Заказчик указал товарный знак без ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде заказчик пояснил, что поставка эквивалента в этой ситуации невозможна, так как оборудование, для которого закупается изделие, не совместимо с товарами другой марки. Суд встал на сторону заказчика, так как в случае несовместимости поставляемого товара и имеющегося оборудования, возможно не указывать приписку «или эквивалент».    
  • Заказчик не устанавливает конкретные характеристики товара. ФАС усмотрел в таком поведении заказчика нарушение части первой статьи 33 44-ФЗ. Документация должна содержать конкретные технические и качественные характеристики поставляемой продукции.
  • Требования к закупаемым товарам противоречивые. Это прямое нарушение части первой статьи 50 44-ФЗ. Кроме того, ФАС усмотрел в поведении заказчика нарушение КоАП России.
  • Излишние требования к закупаемому объекту. В практике был случай, когда заказчик установил требования к материалам, из которых должен состоять товар. Заказчик не смог подтвердить, что другой способ описания объекта невозможен. Поэтому суд стал на сторону поставщика и признал требования избыточными.

Во избежание конфликтных ситуаций заказчик должен внимательно составлять техническое задание. При крайней необходимости он имеет возможность привлечь к этому процессу профессионалов.     

Пример правильного составления ООЗ

Для того чтобы заказчикам было проще сориентироваться в правилах составления ООЗ, приведем пару примеров грамотного описания:

1.Стальные сетки одинарные плетеные. Изделие должно отвечать требованиям ГОСТ 5336-80. Сетки должны применяться для ограждения, крепления выработки на шахте, работ по теплоизоляции. Должна иметь ромбическую форму ячейки. Номер ячейки должен быть 10. Диаметр проволоки должен быть 1,2 мм. Спирали сетки должны состоять из одинарной проволоки.

2.Стол для кабинета начальника. Должен отвечать требованиям ГОСТ 16371-93, ГОСТ 26800.4-86 и ОСТ 13-40-89. Эргономичный. Коричневого цвета. Минимальные показатели ширины, глубины и высоты: 100х100х72см. Максимальные показатели ширины, глубины и высоты: 165х110х72. Столешница должна быть изготовлена из МДФ 1 сорта. Ее минимальная толщина 12 мм, максимальная – 35 мм. Должно быть предусмотрено отверстие под провода, прикрытое заглушкой.

Правильно составление ООЗ – гарантия того, что заказчик получит именно те товары или услуги, на которые рассчитывал. Если поставщику не понятны какие-либо пункты документа, он имеет право подать запрос на разъяснение документации. Ответ на него должен поступить со стороны заказчика в двухдневный срок.