Для чего проводится государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых ( а также геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр) – это функция государственного управления государственным фондом недр; Г.э. проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование; Г.э. может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи; Г.э. подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых; Г.э. осуществляется за счет пользователей недр; проведение Г.э. осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ; плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов РФ платы за проведение органами государственной власти субъектов РФ указанной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; размер платы за проведение Г.э. и порядок ее взимания определяются Правительством РФ; необходимое условие принятия решений о предоставлении недр в пользование для добычи полезных ископаемых, а также для их постановки на государственный учет.

Экологическое право России: словарь юридических терминов. — М.: Городец. А. К. Голиченков. 2008.

Смотреть что такое «Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых» в других словарях:

  • Государственная экспертиза геологических и экономических материалов — (обосновывающих необходимость освобождения недропользователей от платежей) 1) оценка соответствия установленным требованиям обосновывающих материалов подсчета запасов по разрабатываемым месторождениям полезных ископаемых и (или) соответствующих… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… …   Энциклопедия инвестора

  • Недропользователь — (Subsoil user) Недропользователь это субъект предпринимательской деятельности с правами пользования на недры Недропользователь: реестр пользователей недр, госзакупки, права и обязанности, недропользование России и Казахстана Содержание >… …   Энциклопедия инвестора

  • Союз Советских Социалистических Республик —         Cоветский Cоюз занимает почти 1/6 часть обитаемой суши 22 403,2 тыс. км2. Pасположен в Eвропе (ок. 1/4 терр. страны Eвропейская часть CCCP) и Aзии (св. 3/4 Aзиатская часть CCCP). Hac. 281,7 млн. чел. (на 1 янв. 1987). Cтолица Mосква. CCCP …   Геологическая энциклопедия

  • Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… …   Энциклопедия инвестора

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. №293 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по недропользованию» ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса возложены на Роснедра.

Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2006 N 460, от 22.01.2007 N 37, от 22.04.2009 N 351)

Здесь приведен сокращенный текст, только по золоту. Полный текст можно посмотреть сайте:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее — государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение.

2. Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

3. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

4. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых.

6. Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр.

II. Объекты государственной экспертизы

7. Объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

8. Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее — материалы) по:

а) подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;

б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;

в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;

г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

д) подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых.

9. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

III. Организация проведения государственной экспертизы

(за исключением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)

10. Для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес Федерального агентства по недропользованию:

— материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 4 экземплярах на бумажном носителе и в 1 — на электронном носителе;

— документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы в размере, установленном в соответствии с разделом V настоящего Положения.

11. Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — уполномоченное учреждение).

12. Представленные материалы регистрируются Федеральным агентством по недропользованию, которое в течение 3 дней с даты регистрации проверяет их комплектность и направляет комплектные материалы для проведения государственной экспертизы в уполномоченное учреждение. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.

13. С целью проведения государственной экспертизы уполномоченное учреждение создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии формируется из внештатных экспертов и штатных работников уполномоченного учреждения. Количество штатных работников уполномоченного учреждения в составе экспертной комиссии не может превышать 30 процентов от общего числа ее членов.

Количество привлекаемых внештатных экспертов обуславливается сложностью рассматриваемых материалов.

Оплата труда внештатных экспертов осуществляется уполномоченным учреждением на договорной основе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в установленном порядке на обеспечение его деятельности.

Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 90 дней.

В случае необходимости уполномоченное учреждение вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 60 дней.

14. Результаты государственной экспертизы излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается Федеральным агентством по недропользованию.

15. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

16. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку (выработку) запасов месторождений при соблюдении экологических требований;

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

иные выводы и рекомендации.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

17. Заключение государственной экспертизы в течение 5 дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию направляется заявителю.

IV. Организация проведения государственной экспертизы

в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.  См.текст раздела IV на сайте:

V. Размер и порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы

26. За проведение государственной экспертизы устанавливается плата в размере согласно приложению N 1.

Категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых для определения размера платы за проведение государственной экспертизы устанавливаются согласно приложению N 2.

26.1. За проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых комплексного месторождения плата определяется по полезному ископаемому, объем запасов которого в данном месторождении является наибольшим.

27. Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователями недр перед представлением материалов и поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

____________________________________________________________

Приложение N 1

Размер платы
за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 37). Полный текст приведен на сайте:

Документы
и материалы

Вид полезного
ископаемого,
участка недр

Категории
месторож-
дений

Размер
платы
(тыс.
рублей)

Документы и материалы по подсчету запасов
всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых
месторождений вне зависимости от вида,
количества, качества и направления
использования полезного ископаемого

месторождения
рудных полезных
ископаемых и
алмазов

крупные
средние
мелкие

  360
  240
  120

россыпные
месторождения

крупные
средние
мелкие

   90
   60
   30

Документы и материалы по технико-экономическому
обоснованию кондиций для подсчета запасов твердых
полезных ископаемых в недрах

месторождения
рудных полезных
ископаемых и
алмазов

крупные
средние
мелкие

  360
  240
  120

россыпные
месторождения

крупные
средние
мелкие

   90
   60
   30

Документы и материалы по оперативному изменению
состояния запасов твердых полезных ископаемых
по результатам геологоразведочных работ
и переоценки этих запасов

месторождения
рудных полезных
ископаемых и
алмазов

для всех
категорий
месторождений

россыпные
месторождения

для всех
категорий
месторождений

Документы и материалы по подсчету запасов
полезных ископаемых, выявленных месторождений
полезных ископаемых

месторождения
рудных полезных
ископаемых и
алмазов

крупные
средние
мелкие

  180
  120
   60

россыпные
месторождения

для всех
категорий
месторождений

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение № 2

Категории
месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых для определения размера платы за проведение государственной экспертизы

(введено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 37). Полный текст приведен на сайте:

Полезное
ископаемое

    Единица
  измерения

     Категории месторождений

крупные (1)

средние

мелкие (2)

Золото
в коренных
месторождениях

  тонн

  50-5

Серебро

  тонн

3000-500

Платина
в коренных
месторождениях

  тонн

  30-3

Золото
россыпное

  тонн

  3-0,5

Платина
россыпная

  тонн

  3-0,5

(1) К крупным месторождениям полезных ископаемых относятся месторождения с запасами более указанной цифры.

(2) К мелким месторождениям полезных ископаемых относятся месторождения с запасами менее указанной цифры.

Просмотров статьи: 8576, комментариев: 4       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 29
Исторически геологическое ведомство в нашей стране не только координировало работы по изучению недр, но и само выполняло основной их объем. Разведанные месторождения полезных ископаемых передавались для освоения горнодобывающим отраслям, которые после этого и отвечали за судьбу месторождений.
В условиях плановой экономики и национализации всех природных ресурсов такая передача производилась без каких-либо денежных расчетов между государством и принимающей отраслью или между этой последней и геологическим ведомством. Промышленность могла требовать, чтобы геологи провели дополнительную разведку передаваемого месторождения, последние же доказывали, что полученных данных достаточно для рациональной разработки недр. В такой ситуации государственная или территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых, которая проводила экспертизу добытой геологической информации, служила как бы третейским судьей между геологическим ведомством и промышленностью.
В настоящее время горнодобывающие предприятия вносят в бюджет специальные платежи (отчисления) для погашения затрат геологических организаций на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых . Вместе с тем эти отчисления усреднены, они слабо зависят от затрат геологических организаций на изучение именно данного участка недр. Статья 44 Закона, опираясь на существующую практику , установила, что указанные отчисления являются едиными по каждому виду сырья для всех добывающих его предприятий. Таким образом, теоретически промышленность и теперь может требовать от органов геологии доразведать то или иное месторождение, и, если это требование будет удовлетворено, то ей не обязательно придется оплачивать дополнительно понесенные геологами расходы . Таким образом, экономический механизм, который должен оптимизировать объемы поисковых и разведочных работ на каждом месторождении, пока работает не в полную силу.
———————————
При этом принимаются по внимание не прошлые, а будущие затраты, которые необходимы для воспроизводства минерально-сырьевой базы в масштабе всей страны (ст. 44 Закона).
См., например, Методику определения ставок возмещения затрат на геологоразведочные работы и повышенных ставок за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых. Утв. Госкомцен Совета Министров СССР 30 июня 1977 г.
Согласно ст. 43-1 Закона, в случае предоставления геологической информации, полученной за счет государства, от пользователя можно потребовать за нее отдельную плату.
В свое время решение государственной (или территориальной) комиссии по запасам полезных ископаемых по тому или иному месторождению было обязательным для всех сопряженных с недропользованием предприятий, организаций и ведомств. На основании этого решения месторождение передавалось на баланс профильной (добывающей) отрасли. При этом на последнюю ложилась обязанность составить проект организации добычи полезного ископаемого (или ископаемых) и приступить к эксплуатации месторождения. Одно из последствий передачи месторождения на баланс добывающей отрасли заключалось в том, что если возникала необходимость в его доразведке (без переклассификации запасов), то заинтересованная отрасль принимала такие работы на свой счет. В то же время промышленность во многих случаях сама определяла сроки разработки полученного в ее распоряжение месторождения. Нередко это приводило к многолетнему простою переданных месторождений и к омертвлению вложенных в их разведку средств .
———————————
Шейнин Л.Б. Затраты на геологоразведочные работы как капитальные вложения // Финансы СССР. 1982. N 7. С. 50 — 52.
Ныне положительное решение Комиссии является основанием лишь для постановки выявленных запасов полезных ископаемых на государственный учет (ст. 28 Закона). После этого месторождение может быть выставлено на конкурс или аукцион (ст. 13 Закона).
Новый порядок сдачи месторождений в эксплуатацию за плату помогает преодолеть упомянутый недостаток, так как промышленность получает возможность отказываться от тех месторождений, которые ей пока не нужны. В свою очередь, это заставляет органы геологии, передающие промышленности разведанные месторождения, во-первых, разведывать только то, на что есть спрос, во-вторых, обеспечивать претендентов достаточно полной геологической информацией, тем более, что за эту информацию с разработчика недр может быть взыскана отдельная плата (ст. 43-1 Закона) . Тем самым процедура получения (предоставления) месторождений полезных ископаемых приобретает некоторые черты рыночных отношений.
———————————
При этом, однако, не исключено, что плата будет взиматься дважды по одному и тому же основанию. Одна плата следует за информацию, накопленную в прошлом и относящуюся к разрабатываемому месторождению (ст. 43-1 Закона), а вторая — за ту, которую намечено получить в ходе поиска и разведки месторождений, содержащих аналогичное или аналогичные полезные ископаемые (ст. 44 Закона).
В недалекие прошлые годы Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (вместе с аналогичными территориальными комиссиями) выполняла двоякую функцию. Во-первых, она проверяла достоверность и полноту геологических материалов, относящихся к определенным месторождениям. Эту функцию можно считать хозяйственной, так как происходило уточнение богатств недр, на которые могло рассчитывать государство как их собственник. Эта функция сохранилась за Комиссией и в настоящее время. Во-вторых, она передавала разведанные месторождения, имеющие промышленное значение, на балансы тех отраслей, которые должны были их разрабатывать. Данный акт был ближе к административной деятельности, так как возражения промышленности (относительно недостаточной разведанности месторождений) хотя и рассматривались Комиссией, но не обязательно принимались ею во внимание. В принципе месторождение могло быть передано промышленности даже вопреки ее желанию. Ныне эта сторона работы Комиссии отпала (во всяком случае, Законом она не предусмотрена, тем более, что Закон установил иную процедуру передачи месторождений заинтересованным в них горнодобывающим предприятиям).
В результате изменился не только характер деятельности, но и статус Комиссии. Поскольку раньше она выполняла роль третейского судьи в отношениях между геологическим ведомством и промышленностью (административная функция), она должна была занимать независимое положение в системе государственных органов. Действительно, она состояла при Правительстве в качестве вневедомственного органа. Но в нынешних условиях, когда административная функция Комиссии отпала, она вошла в систему органов геологии.
Заслуживает внимания то, что Комиссия проводит экспертизу не только запасов полезных ископаемых и их качества, но и прогнозируемых условий их добычи, включая экономические и экологические последствия развертывания горнодобывающего комплекса. Аналогичная экспертиза производится в отношении участков недр, обследованных на предмет устройства в них подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Следует полагать, что экспертные заключения Комиссии по месторождениям полезных ископаемых и другим участкам недр (которые она рассматривала) должны быть доступны для предприятий и организаций, претендующих на использование этих участков.

Следующая статья »
К тексту закона »